вторник, 26 августа 2014 г.

Дина Рубина. Больно только когда смеюсь

Это книга «по мотивам» интервью Дины Рубиной. Найдя в компьютере тексты своих интервью разных лет, она вдруг поняла:
«Это – тоже книга. Надо только переворошить застывшую в вопросах-ответах жизнь, встряхнуть как следует, сдуть пыль, кое-где отпарить, кое-где подштопать, отгладить уголки…   –  будет как новенькая!»
Интервью с известными людьми всегда интересны – при условии, что эти люди относятся к себе трезво. С Диной Рубиной – как раз тот самый случай: она трезва до мурашек, иронична – почти до цинизма, где-то на грани.
Интервью в книге распределены по темам («Балшой савецкий лит-ратура» - о детстве и юности в Ташкенте; «Джентльмен в поисках сюжета» - о литературной работе; «И будете, как во сне…» - о переезде в Израиль, и др.), их сопровождают комментарии Дины Рубиной и множество «картинок»: её жизненных наблюдений, окрашенных свирепым и беспощадным юмором.
Вот история, как юная Рубина была литературным негром узбекского «писателя-классика». «Переводя» его роман, девушка с помощью приятеля-филолога установила, что часть текста узбекский «классик» бессовестно содрал с незаконченного прозаического отрывка Лермонтова.
Он тяжело вздохнул и проговорил:
- Ну что ж… так нам и надо. Будешь переводить.
- Я! Пе-ре-во-дить?! Да ты что несешь? Я устрою ему гигантский литературный скандал, его вышвырнут из Союза писателей!
Мой приятель сказал жалеючи:
- Дура, вышвырнут – причем, отовсюду, - тебя. Тебя, понимаешь? Из квартиры, из поликлиники, из химчистки, из общества «Красного креста» и защиты животных… Из жизни!.. Убогая, ты не представляешь – с кем имеешь дело…
- Как же мне быть? – упавшим голосом спросила я.
- Переводить.
- Кого?! Лермонтова?!
- Его, родимого.
- Ты с ума сошел… С какого на какой?
- С русского – на советский! – жестко проговорил мой умный приятель и повесил трубку.
Иерусалим, Елеонская гора и Гефсиманский сад
(это Дина Рубина ежедневно видит из окна своего дома)
А это – просто уличная картинка (вездесущие эмигранты-одесситы в Израиле).
Вот выхожу я на улицу Яффо и вижу двух пожилых дам, узревших друг друга по разные стороны улицы. Не дожидаясь, когда загорится зеленый свет, они принимаются громко беседовать через поток машин:
- Как вам нравится тот Арнольд?
- Что, он опять в новом костюме?
- Какой костюм?! – в пятницу похоронили!
- Так чего ж вы спрашиваете, или он мне нравится?!
- Нет, но как вы оцениваете поступок?
И такими картинками («сценками», как мы говорили в детстве) переполнена вся книга. Очень интересна коллекция детских высказываний, которую годами собирала писательница – это «отдельная песня». И рассказ Рубиной о семье, о детях – безумно интересен (ни капли сентиментальности, но душу греет).
Писательница с мужем, Борисом Карафеловым
Дина Рубина с дочерью Евой
Казалось бы, в интервью человек волей-неволей выставляет себя напоказ или выворачивает наизнанку. Чтобы вы поняли, насколько Дина Рубина далека от этого – еще один фрагмент её беседы с журналистом.
Иерусалимская олива, которой более 2 тысяч лет

Часто во время выступления такие записки приходят, что, хотя бы на минутку, становится ясно: нет, вся я не умру.
- А какую-нибудь особо трогательную помните?
- Да вот однажды в Москве, в Доме литераторов мне передали записку: «Дина Ильинична! Если б вы знали, как вас любят в Московском зоопарке!»
Разве это не счастье?
Читая эту книгу, улыбаться вы будете часто. Задумываться – еще чаще. Дина Рубина – человек неоднозначный, резкий, будоражащий. Если вы хотите понять, как рождается чудо (а многие её книги иначе и не назовешь) – стоит познакомиться с ней поближе.

P.S. Предупреждение: книга 18+, в ней есть ненормативная лексика.

1 комментарий:

  1. Это не новая книга, ей уже лет пять , если не больше. В книжных магазинах встречается

    ОтветитьУдалить