Обожаю
лаконичность Виктории Токаревой. Рассказы у неё короткие, ничего лишнего.
Вот женщина после
смерти мужа, который «пил, дрался и изменял» влюбилась в человека, который
всего лишь только пил (гастарбайтер с Украины, работавший на стройке «вместо
бетономешалки»):
У Лили замирало
сердце от красоты и нежности. Его ласки падали на засохшую душу, как
благодатный дождь. Она даже прощала хохлу его пьянство. Оно как‑то не мешало.
Счастья от хохла было больше, чем неудобств.
– Женись на
мне, – предлагала Лиля.
Хохол
отмалчивался. Смотрел в одну точку.
Дело в том, что
хохол был женат и у него имелся сын Тарас. Жену можно было бы заменить на Лилю,
но Тарас был незаменим. Мальчику шестнадцать лет. Впереди – высшее образование,
чтобы в дальнейшем он не работал бетономешалкой. Обучение стало платным. Хохол
работал на образование сына. И эта высокая цель оправдывала всю его нетрезвую
рабскую жизнь.
Скупыми мазками
(как «наивный художник») Токарева рисует картину, которая вдруг приобретает
объем и глубину.
Другой рассказ,
другая ситуация.
Зюма бросила свою
жизнь под ноги братику Семе. При этом она не похожа на жертву:
Зюма сидела с
непроницаемым лицом, похожая на африканскую львицу.
Немолодая, однако
не утратившая женственности и шарма, она царственно оглядывала собрание и была
себе на уме.
Зюма – богачка,
она может купить и продать весь писательский дачный поселок вместе с
обитателями. Её очень жалко, потому что она всё меряет деньгами – и теряет
главное в своей жизни. И вот Зюмы уже нет, деньги уплыли к чужим людям, а её
любовь к брату по-прежнему витает в пространстве живых. Единственная вечная
ценность.
Еще история о
том, как удушающим, смертельным образом переплелись несколько любовей.
Павел – алкоголик.
Вот он стоит на сцене, красавец испанского типа, голос нечеловеческой красоты,
хочется плакать от восторга. И плачут. Дуры. Павел распускает хвост как павлин,
наслаждается властью таланта. Однако все кончится запоем. Поставит возле себя
ящик водки и будет пить три дня.
Мама ведет его по
жизни твердой рукой: выбирает жену (запасную маму).
Павел сначала
бунтовал. Ему хотелось не запасную маму – зрелую и тяжелую, а именно звезду или
в крайнем случае тихую интеллигентную девочку в очках, со скрипкой у щеки. Ему
хотелось восхищаться и заботиться, но получалось, что все заботились о нем, и в
нем постепенно отмирал мужчина и укреплялся сын – сыновнее, потребительское
начало.
Тихая девочка
рядом с Павлом была – аккомпаниаторша Ирина, 10 лет они нерушимо любили друг
друга, но сразу же после смерти матери Павел женился на другой. Почему? Это
Ирина поняла лишь на склоне лет.
И еще два
рассказа – две судьбы, в которых истинные и ложные ценности являют собой
причудливую смесь…
Что же объединяет
все эти рассказы и прекрасную повесть «Ангел-хранитель», кроме лаконичности и
точности описаний?
Они про «любовь
всей жизни», в кавычках и без кавычек.
Они убеждают: мир хоть и сложен, но объясним – в каждом из произведений Токаревой
есть момент истины, прозрения, объяснения происходящего.
Токарева похожа
на хозяйку, которая наводит порядок в доме, всё расставляет по своим местам:
красиво, прочно, разумно. Вот так же писательница наводит порядок в умах и
душах своих читательниц. Закрываешь книгу со вздохом светлой печали и ощущением
конечной гармонии.
Рисунки Анны
Силивончик
Елена, какие удивительные рисунки Вы подобрали! Как точно они характеризуют рассказы и повесть, вошедшие в сборник! Я в полном восторге! И ещё я на сто, нет, на двести процентов согласна с каждым Вашим выводом по этой книге. И про лаконичность, и про прозрение и объяснение случившегося, и про порядок, и про светлую печаль и гармонию. Спасибо огромное! Словно ещё раз перечитала этот сборник!
ОтветитьУдалитьЯ писала, отталкиваясь от Вашей рецензии, и Вы помогли мне проникнуть в текст Токаревой, сказав о фатализме. А дальше захотелось понять, что же еще общее в этих "кусочках жизни". И пошло-поехало... А что касается иллюстраций, то я сразу вспомнила эту художницу. Атмосфера её рисунков - из того же мира, что и рассказы Токаревой.
ОтветитьУдалить