пятница, 15 августа 2014 г.

Виктория Токарева. Короткие гудки

Обожаю лаконичность Виктории Токаревой. Рассказы у неё короткие, ничего лишнего.
Вот женщина после смерти мужа, который «пил, дрался и изменял» влюбилась в человека, который всего лишь только пил (гастарбайтер с Украины, работавший на стройке «вместо бетономешалки»):

У Лили замирало сердце от красоты и нежности. Его ласки падали на засохшую душу, как благодатный дождь. Она даже прощала хохлу его пьянство. Оно как‑то не мешало. Счастья от хохла было больше, чем неудобств.
– Женись на мне, – предлагала Лиля.
Хохол отмалчивался. Смотрел в одну точку.
Дело в том, что хохол был женат и у него имелся сын Тарас. Жену можно было бы заменить на Лилю, но Тарас был незаменим. Мальчику шестнадцать лет. Впереди – высшее образование, чтобы в дальнейшем он не работал бетономешалкой. Обучение стало платным. Хохол работал на образование сына. И эта высокая цель оправдывала всю его нетрезвую рабскую жизнь.

Скупыми мазками (как «наивный художник») Токарева рисует картину, которая вдруг приобретает объем и глубину.

Другой рассказ, другая ситуация.

Зюма бросила свою жизнь под ноги братику Семе. При этом она не похожа на жертву:

Зюма сидела с непроницаемым лицом, похожая на африканскую львицу.
Немолодая, однако не утратившая женственности и шарма, она царственно оглядывала собрание и была себе на уме.

Зюма – богачка, она может купить и продать весь писательский дачный поселок вместе с обитателями. Её очень жалко, потому что она всё меряет деньгами – и теряет главное в своей жизни. И вот Зюмы уже нет, деньги уплыли к чужим людям, а её любовь к брату по-прежнему витает в пространстве живых. Единственная вечная ценность.

Еще история о том, как удушающим, смертельным образом переплелись несколько любовей.

Павел – алкоголик. Вот он стоит на сцене, красавец испанского типа, голос нечеловеческой красоты, хочется плакать от восторга. И плачут. Дуры. Павел распускает хвост как павлин, наслаждается властью таланта. Однако все кончится запоем. Поставит возле себя ящик водки и будет пить три дня.

Мама ведет его по жизни твердой рукой: выбирает жену (запасную маму).

Павел сначала бунтовал. Ему хотелось не запасную маму – зрелую и тяжелую, а именно звезду или в крайнем случае тихую интеллигентную девочку в очках, со скрипкой у щеки. Ему хотелось восхищаться и заботиться, но получалось, что все заботились о нем, и в нем постепенно отмирал мужчина и укреплялся сын – сыновнее, потребительское начало.

Тихая девочка рядом с Павлом была – аккомпаниаторша Ирина, 10 лет они нерушимо любили друг друга, но сразу же после смерти матери Павел женился на другой. Почему? Это Ирина поняла лишь на склоне лет.

И еще два рассказа – две судьбы, в которых истинные и ложные ценности являют собой причудливую смесь…

Что же объединяет все эти рассказы и прекрасную повесть «Ангел-хранитель», кроме лаконичности и точности описаний?

Они про «любовь всей жизни», в кавычках и без кавычек.

Они все пронизаны фатализмом, как верно заметила в своём отзыве Мария Сонина.

Они убеждают: мир хоть и сложен, но объясним – в каждом из произведений Токаревой есть момент истины, прозрения, объяснения происходящего.

Токарева похожа на хозяйку, которая наводит порядок в доме, всё расставляет по своим местам: красиво, прочно, разумно. Вот так же писательница наводит порядок в умах и душах своих читательниц. Закрываешь книгу со вздохом светлой печали и ощущением конечной гармонии.


Рисунки Анны Силивончик

2 комментария:

  1. Елена, какие удивительные рисунки Вы подобрали! Как точно они характеризуют рассказы и повесть, вошедшие в сборник! Я в полном восторге! И ещё я на сто, нет, на двести процентов согласна с каждым Вашим выводом по этой книге. И про лаконичность, и про прозрение и объяснение случившегося, и про порядок, и про светлую печаль и гармонию. Спасибо огромное! Словно ещё раз перечитала этот сборник!

    ОтветитьУдалить
  2. Я писала, отталкиваясь от Вашей рецензии, и Вы помогли мне проникнуть в текст Токаревой, сказав о фатализме. А дальше захотелось понять, что же еще общее в этих "кусочках жизни". И пошло-поехало... А что касается иллюстраций, то я сразу вспомнила эту художницу. Атмосфера её рисунков - из того же мира, что и рассказы Токаревой.

    ОтветитьУдалить