понедельник, 11 августа 2014 г.

Маша Трауб. Руками не трогать

Действие книги разворачивается на территории музея. Чувство ирреальности не оставляет с начала до конца. Музейные персонажи – почти призраки (с первого взгляда). Коллектив – женский, градус безумия – зашкаливает.
Прочитав повесть, решила снова просмотреть биографию автора. Так:  МГИМО (журналист-международник), колумнист, писатель. К музеям никакого отношения не имела.
Так вот почему стереотип «музейные работники – люди со странностями» в повести доведен до апогея! Это из серии «библиотекари – серые мышки»,  «артисты – богема» и др. Кстати, обложка книги тоже отдала дань стереотипам.
Возможно,  писательница не нашла лучшего места для изображения полупризрачной жизни людей, чем музей?
Сотрудницы музея – дамы чрезвычайно одухотворенные, до полного выпадения из реальности. Всех превзошла молоденькая и хорошенькая Еленочка Анатольевна, которую бросил скрипач Гера, потому что она «ненормальная», «полоумная», «больная» и т.п., а ему нужна сильная женщина.
Портрет работы Константина Маковского
Эта способность – часто уходить в себя – совсем ей не мешала. Напротив, придавала ее лицу особенную одухотворенность, нездешность, аморфность и «легкий налет идиотизма», как говорила Берта Абрамовна, правда, незлобиво. В это выражение лица, эти затуманенные глаза, чуть приоткрытый рот и легкую сутулость когда-то влюбился первый, и единственный, мужчина в жизни Елены Анатольевны – Гера.
Интересно: и Гера, и другой (настоящий!) герой сей повести влюбляются в Елену, когда она в сарафане и кокошнике играет на гуслях. Ряженая – этот образ почему-то врезается в мозг. И где-то рядом, в потустороннем мире, чуть слышно звучат слова: «Ряженый-суженый, иди ко мне ужинать»…
Аналогия очень простая: музей – сонное царство, Елена – спящая царевна, и должен прийти прекрасный принц, чтобы её разбудить. Гера со всей своей музыкой – это дело не потянул, наоборот – «заколдовал» её еще больше.
Картина Виктора Васнецова "Спящая царевна"
И является –  кто бы вы думали? Да, он – герой всех сериалов по всем каналам, брутальный полицейский Михаил Иванович. И наводит порядок в сонном царстве до тех пор, пока оно не рушится ко всем чертям. А спящей царевне помог проснуться не поцелуй, а «шоковая терапия», как и подобает в наше время. В общем, большой полицейский шухер дал свои плоды.
Как выясняется в процессе повествования, все женские персонажи – нормальные тётки из плоти и крови. Их жизнеописания сплетаются в обычный чувственный женский роман, и тут царапает какой-то диссонанс с общей атмосферой интеллектуального безумия. В конце тётки все пристроены, безумие на нуле.
Мораль сей басни? Вариантов много.
«Проклятой интеллигенции пока не дашь по башке – она и не очувствуется». Мораль явно надуманная, но так и просится на язык.
«Мы разрушим до основанья, а затем»… А что затем-то? В финале – восстановление музея, затянувшееся на долгие годы…
«Будь проще, и люди к тебе потянутся»? Вопрос в том – какие люди.
«Дурью не майтесь». Рады бы не маяться – когда всё ясно, но вот конец повести:
О том, почему музейное здание вдруг в одночасье рухнуло, мог рассказать разве что эмчээсовец Голованов. Именно ему Михаил Иванович отдал на хранение те самые старинные часы-барометр, по которым Борис замерял радиоактивный фон. Голованов повесил часы в собственном кабинете и каждое утро внимательно смотрел на стрелку. Ему же досталась и тетрадь-дневник с записями Бориса, которую Голованов продолжал вести…
В общем, предощущение некоего иррационального ужаса остаётся. Рано успокоились.

Читается легко («скоро сказка сказывается») – и каждый читатель получит что-то своё («сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»).

5 комментариев:

  1. Вчера взяла Машу Трауб "Плохая мать". До этого читала кое-что ещё. Нравится.
    Стереотипы - да, согласна, живучи, а если ещё развить умелым художественным словом!)
    Но интересно самой попробовать на вкус музейный пирожок) Спасибо за критический отзыв.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо за отзыв. Смотрю, в последнее время в сообществе появилось много отзывов на разные произведения Маши Трауб. Пока читаю только отзывы. Но надо, наверное, попробовать почитать самой и книги.

    А стереотипы и эффекты восприятия, как ни крути играют важную роль с точки зрения каналов невербального общения...

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, здравствуйте! Соглашаюсь с комментаторами: часто в последнее время появляются отзывы о книгах М.Трауб. Я читала только "Дневник мамы первоклассника", но после отзыва Вашего и Марины Геннадьевны Низеньковой хочется почитать и эту книгу.
    Что касается стереотипов, то и "Дневник" написан словно по какому-то шаблону.

    ОтветитьУдалить
  4. Елена, вот опять Вы очень здорово все разложили по полочкам: досталось "всем сестрам по серьгам". Мне все же показалось, что Маша Трауб намеренно довела ситуацию до абсурда с целью "выпятить" накопившие женские проблемы (тут длинный список). Для фона она намеренно выбрала музей как самое закостенелое учреждение. Согласна, что сейчас стали появляться другие, но остались 90% такие, как в произведении. И это не стереотип, а реальность. Маша сделала это произведение блестяще! Именно, СДЕЛАЛА, У нее все продумано до мелочей: на местах завязка-кульминация-развязка, хороший стиль, образы живые и легко представляемые. Где нужно смешно, где нужно автору - местами грустно, местами философично. Но очень-очень жизненно.

    ОтветитьУдалить
  5. Не ожидала, что будет столько отзывов, огромное спасибо вам!
    Мне стереотипы бывают обидны по отношению к нам, библиотекарям, и в отзыве, видно, проявилась моя личная боль и досада. ЧУМработница меня поймёт.
    А то, что Маша Трауб тут до абсурда всё довела - так это к гадалке не ходи! Еленочка Анатольевна такая наивная дура, что меня аж подташнивало. В то же время она очень похожа на меня молодую - может, еще и поэтому (ошибок наделано немеряно). Наверное, созреваю для чтения романа "Плохая мать"...

    ОтветитьУдалить