Обожаю лаконичность Виктории Токаревой. Рассказы у неё короткие, ничего лишнего.
Вот женщина после смерти мужа, который «пил, дрался и изменял» влюбилась в человека, который всего лишь только пил (гастарбайтер с Украины, работавший на стройке «вместо бетономешалки»):
У Лили замирало сердце от красоты и нежности. Его ласки падали на засохшую душу, как благодатный дождь. Она даже прощала хохлу его пьянство. Оно как‑то не мешало. Счастья от хохла было больше, чем неудобств.
– Женись на мне, – предлагала Лиля.
Хохол отмалчивался. Смотрел в одну точку.
Дело в том, что хохол был женат и у него имелся сын Тарас. Жену можно было бы заменить на Лилю, но Тарас был незаменим. Мальчику шестнадцать лет. Впереди – высшее образование, чтобы в дальнейшем он не работал бетономешалкой. Обучение стало платным. Хохол работал на образование сына. И эта высокая цель оправдывала всю его нетрезвую рабскую жизнь.
Скупыми мазками (как «наивный художник») Токарева рисует картину, которая вдруг приобретает объем и глубину.
Другой рассказ, другая ситуация.
Зюма бросила свою жизнь под ноги братику Семе. При этом она не похожа на жертву:
Зюма сидела с непроницаемым лицом, похожая на африканскую львицу.
Немолодая, однако не утратившая женственности и шарма, она царственно оглядывала собрание и была себе на уме.
Зюма – богачка, она может купить и продать весь писательский дачный поселок вместе с обитателями. Её очень жалко, потому что она всё меряет деньгами – и теряет главное в своей жизни. И вот Зюмы уже нет, деньги уплыли к чужим людям, а её любовь к брату по-прежнему витает в пространстве живых. Единственная вечная ценность.
Еще история о том, как удушающим, смертельным образом переплелись несколько любовей.
Павел – алкоголик. Вот он стоит на сцене, красавец испанского типа, голос нечеловеческой красоты, хочется плакать от восторга. И плачут. Дуры. Павел распускает хвост как павлин, наслаждается властью таланта. Однако все кончится запоем. Поставит возле себя ящик водки и будет пить три дня.
Мама ведет его по жизни твердой рукой: выбирает жену (запасную маму).
Павел сначала бунтовал. Ему хотелось не запасную маму – зрелую и тяжелую, а именно звезду или в крайнем случае тихую интеллигентную девочку в очках, со скрипкой у щеки. Ему хотелось восхищаться и заботиться, но получалось, что все заботились о нем, и в нем постепенно отмирал мужчина и укреплялся сын – сыновнее, потребительское начало.
Тихая девочка рядом с Павлом была – аккомпаниаторша Ирина, 10 лет они нерушимо любили друг друга, но сразу же после смерти матери Павел женился на другой. Почему? Это Ирина поняла лишь на склоне лет.
И еще два рассказа – две судьбы, в которых истинные и ложные ценности являют собой причудливую смесь…
Что же объединяет все эти рассказы и прекрасную повесть «Ангел-хранитель», кроме лаконичности и точности описаний?
Они про «любовь всей жизни», в кавычках и без кавычек.
Они убеждают: мир хоть и сложен, но объясним – в каждом из произведений Токаревой есть момент истины, прозрения, объяснения происходящего.
Токарева похожа на хозяйку, которая наводит порядок в доме, всё расставляет по своим местам: красиво, прочно, разумно. Вот так же писательница наводит порядок в умах и душах своих читательниц. Закрываешь книгу со вздохом светлой печали и ощущением конечной гармонии.
Рисунки Анны Силивончик
Комментариев нет:
Отправить комментарий