вторник, 3 июня 2014 г.

Анна Гавальда. 35 кило надежды

Анна Гавальда
Это вторая книга Анны Гавальда, которую я читаю, и она совсем в другом роде, хотя нечто общее прослеживается.
Первым был прочитан роман «Я её любил. Я его любила». Сразу же обратила внимание: сколько в нем безумной, неутоленной любви, ровно столько же холода и нелюбви. И еще заметила: на всех фотографиях Анны Гавальда (даже там, где она улыбается) в её глазах есть что-то, не подпускающее близко: она оберегает себя, не хочет, чтобы проникали в душу.
Как же её угораздило стать писательницей?
И тут меня ударило в голову: возможно, в каких-то случаях писательство может быть родом самозащиты. Создавая выдуманный мир, человек скрывает и маскирует свой внутренний мир. Эта «дымовая завеса» может быть актерством, писательством, любым художественным творчеством…
А причина – там, далеко, в детстве.
Давно собиралась прочитать «35 кило надежды», в проекте было много восторженных отзывов. Собиралась долго, благоразумно, и только после книги Жвалевского и Пастернак «Я хочу в школу!» поняла – пора! Ведь повесть Гавальда –  на ту же больную для меня тему…
Я ненавижу школу.
Ненавижу ее пуще всего на свете.
Нет, даже еще сильней…
Она испортила мне всю жизнь.
Это первые слова повести, написанной от лица 13-летнего мальчика Грегуара.
Маленького героя понимает только один человек – его дед. Писательница посвятила произведение своему деду – значит, это её личная история. История нестандартного человека, которого запихивали в жернова школьной системы.
Все, чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Водили меня к миллиону докторов, проверяли глаза, уши, даже мозги. Времени потратили уйму, а заключили, что у меня, видите ли, проблема с концентрацией внимания. Обалдеть! Я-то сам знаю, что со мной, меня бы спросили. Все со мной в порядке. Никаких проблем. Просто мне неинтересно.
Не-ин-те-рес-но. И все.
Грегуару интересно только то, что он делает своими руками. Он прирожденный мастер-изобретатель, вся остальная школьная премудрость осыпается с него, как шелуха – она ему незачем. Школа убивает мальчика, буквально – убивает. Но он хочет быть живым и непохожим на других, у него есть воля и цель. Родители не могут ему помочь, дед при смерти. И тогда он спасает себя сам. И каким-то неведомым образом вытаскивает с того света любимого деда.
Кадр из фильма «35 кило надежды»,
режиссер Оливье Ланглуа, 2010 год
Книга очень маленькая, но по ценности «томов премногих тяжелей».
Кто пишет все эти книги, что мы с вами читаем, создает удивительные произведения искусства и небывалые технические устройства? Бывшие дети, от которых учителя сходили с ума и которые сами страшно мучились в школе.
И зачем всё это было?!
Грегуар (во Франции) нашел-таки свою школу. А у нас (в России) возможны ли школы для «особых» детей – для детей «с неограниченными возможностями» в каких-то не учебных сферах деятельности и абсолютной неспособностью усваивать школьную программу? Или стандарт в обучении и ЕГЭ превыше всего?

У нас в проекте много учителей, они больше знают и размышляют об этом, хотелось бы узнать их мнения.

4 комментария:

  1. Елена, про писателей Вы верно заметили. Все их истории родом из детства. А где же им черпать еще вдохновение, как не в собственном опыте.
    Про школы. Есть такие школы и в России. Жаль, что мало. А с другой стороны – эксклюзивных вещей, наверное, много и не бывает. Вот, например, вспомнилась эта школа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, если всё действительно так, как в рекламе на их сайте.

      Удалить
  2. Елена, спасибо за подсказку книги. И хотя каникулы на дворе, школа не отпускает. Такие книги наводят на размышления, на пересмотр своей манеры преподавания. Такие дети , как главный герой, есть везде. Им, действительно, ничего не интересно, кроме своего интереса (извините за тавтологию).
    У меня в классе учился такой мальчик. Для него вся жизнь в информатике, в программировании. А на все остальные предметы "он забил". И развернуть его в сторону всестороннего развития не получилось. Жизнь за такое отношение, к сожалению, не даст ему спуску. Но...
    Еще раз спасибо за совет почитать книгу. Лето манит нас новыми книгами! Ура!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы

    1. Да, в этой книге много полезного для учителя, и разные типы учителей в ней изображены. И знаете, несмотря на сложность темы, повесть очень легкая для чтения и, действительно, какая-то летняя, теплая.

      Удалить