Анна Гавальда |
Это вторая книга Анны Гавальда, которую я читаю, и она совсем в
другом роде, хотя нечто общее прослеживается.
Первым был прочитан роман «Я её любил. Я его любила». Сразу же
обратила внимание: сколько в нем безумной, неутоленной любви, ровно столько же
холода и нелюбви. И еще заметила: на всех фотографиях Анны Гавальда (даже там,
где она улыбается) в её глазах есть что-то, не подпускающее близко: она
оберегает себя, не хочет, чтобы проникали в душу.
Как же её угораздило стать писательницей?
И тут меня ударило в голову: возможно, в каких-то случаях
писательство может быть родом самозащиты. Создавая выдуманный мир, человек
скрывает и маскирует свой внутренний мир. Эта «дымовая завеса» может быть
актерством, писательством, любым художественным творчеством…
А причина – там, далеко, в детстве.
Давно собиралась прочитать «35 кило надежды», в проекте было
много восторженных отзывов. Собиралась долго, благоразумно, и только после
книги Жвалевского и Пастернак «Я хочу в школу!» поняла – пора! Ведь повесть
Гавальда – на ту же больную для меня
тему…
Я ненавижу
школу.
Ненавижу ее
пуще всего на свете.
Нет, даже
еще сильней…
Она испортила мне всю жизнь.
Это первые слова повести,
написанной от лица 13-летнего мальчика Грегуара.
Маленького героя понимает
только один человек – его дед. Писательница посвятила произведение своему деду
– значит, это её личная история. История нестандартного человека, которого
запихивали в жернова школьной системы.
Все,
чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое
вылетает. Водили меня к миллиону докторов, проверяли глаза, уши, даже мозги. Времени
потратили уйму, а заключили, что у меня, видите ли, проблема с концентрацией
внимания. Обалдеть! Я-то сам знаю, что со мной, меня бы спросили. Все со мной в
порядке. Никаких проблем. Просто мне неинтересно.
Не-ин-те-рес-но. И все.
Грегуару интересно только то,
что он делает своими руками. Он прирожденный мастер-изобретатель, вся остальная
школьная премудрость осыпается с него, как шелуха – она ему незачем. Школа
убивает мальчика, буквально – убивает. Но он хочет быть живым и непохожим на
других, у него есть воля и цель. Родители не могут ему помочь, дед при смерти.
И тогда он спасает себя сам. И каким-то неведомым образом вытаскивает с того
света любимого деда.
Кадр
из фильма «35 кило надежды»,
режиссер
Оливье Ланглуа, 2010 год
|
Книга очень маленькая, но по
ценности «томов премногих тяжелей».
Кто пишет все эти книги, что
мы с вами читаем, создает удивительные произведения искусства и небывалые
технические устройства? Бывшие дети, от которых учителя сходили с ума и которые
сами страшно мучились в школе.
И зачем всё это было?!
Грегуар (во Франции)
нашел-таки свою школу. А у нас (в России) возможны ли школы для «особых» детей
– для детей «с неограниченными возможностями» в каких-то не учебных сферах
деятельности и абсолютной неспособностью усваивать школьную программу? Или
стандарт в обучении и ЕГЭ превыше всего?
У нас в проекте много
учителей, они больше знают и размышляют об этом, хотелось бы узнать их мнения.
Елена, про писателей Вы верно заметили. Все их истории родом из детства. А где же им черпать еще вдохновение, как не в собственном опыте.
ОтветитьУдалитьПро школы. Есть такие школы и в России. Жаль, что мало. А с другой стороны – эксклюзивных вещей, наверное, много и не бывает. Вот, например, вспомнилась эта школа.
Хорошо, если всё действительно так, как в рекламе на их сайте.
УдалитьЕлена, спасибо за подсказку книги. И хотя каникулы на дворе, школа не отпускает. Такие книги наводят на размышления, на пересмотр своей манеры преподавания. Такие дети , как главный герой, есть везде. Им, действительно, ничего не интересно, кроме своего интереса (извините за тавтологию).
ОтветитьУдалитьУ меня в классе учился такой мальчик. Для него вся жизнь в информатике, в программировании. А на все остальные предметы "он забил". И развернуть его в сторону всестороннего развития не получилось. Жизнь за такое отношение, к сожалению, не даст ему спуску. Но...
Еще раз спасибо за совет почитать книгу. Лето манит нас новыми книгами! Ура!!!
УдалитьДа, в этой книге много полезного для учителя, и разные типы учителей в ней изображены. И знаете, несмотря на сложность темы, повесть очень легкая для чтения и, действительно, какая-то летняя, теплая.