Все рассказы, вошедшие в книгу, объединяет общая героиня, интеллектуалка Женя. В ней угадывается сама Людмила Улицкая. Сквозная тема тоже одна – женское вранье. Действие последовательно происходит с конца 70-х по 90-е годы прошлого века.
Фантазия № 1.
Во время отдыха в Крыму новая знакомая Айрин рассказывает Жене феерическую историю своей семьи (предки-англичане, папа – советский шпион в Британии и т.д.), а также убийственно сентиментальную историю о гибели её четверых детей. Женя принимает всё близко к сердцу. И вдруг (из разговора с соседкой Айрин) выясняется, что никаких детей не было.
Сначала Женя заплакала. Потом начала хохотать как безумная. Потом снова принялась рыдать. <…> Женя пересказала Вере всю историю Айрин – сочиненную. Вера рассказала ей встречную – подлинную. Совпадали обе истории в самом неправдоподобном месте – по части резидентского прошлого ирландско-британского коммуниста, приговоренного к смертной казни и обменянного на отечественного шпиона…
Людмила Улицкая |
Когда они пришли к дому, Женя чувствовала себя выпотрошенной. <…> Ее звали с террасы, но она крикнула из комнаты, что болит голова. Легла на кровать. Голова как раз и не болела. Но надо было что-то сделать с собой. Произвести какую-то операцию, после которой можно было бы снова пить вино, болтать с приятельницами, общаться с другими, более образованными и умными подругами, оставшимися в Москве…
Угадайте с трех раз, что она сделала! Ни за что не угадаете.
Фантазия № 2.
Летом, во время отдыха в деревне, дочка квартирной хозяйки, десятилетняя красотка Надя, все разговоры сводит к своему брату Юре.
А Юра, брат мой, вообще никогда никого не дразнит, потому что зачем сильному и умному других дразнить? Правда ведь? Кто дразнится, сам хуже всех…
Попутно Надя рассказывает о себе много удивительных историй: о киносъемках в Испании, о поимке убийцы, об НЛО в огороде… Как вы думаете, что из рассказов Нади правда, а что – нет? Опять не угадаете.
Фантазия № 3.
13-летняя Ляля, влюбившись в 40-летнего художника, доканывает свою тетю интимными признаниями в любовной связи с ним. На вопль тети Жени: «Его же посадят!» - девочка отвечает так:
– Нет, Женя, нет. Никто его не посадит. Если Мила догадается, она его выгонит, это да. И обдерет его. На деньги. Она страшно жадная. Он много зарабатывает. Если он сядет, он не будет платить ей алиментов. Нет, нет, она не устроит скандала. Все замнет, наоборот, – очень холодно и расчетливо разворачивает грядущую картину Ляля, и Женя понимает, что как это ни чудовищно, но похоже на правду: Милка и вправду страшно алчная.
Телеспектакль «Сквозная линия», 2005 год, режиссеры: Елена Никольская, Петр Штейн. |
Читая это, думаешь: «Врешь ты всё, девочка!» Врет, но (как выяснилось из разговора тети со смущенным художником) не всё.
Вот так, от рассказа к рассказу, непредсказуемость жизни ломает стереотипы мышления. Все эти истории реальны. Людмила Улицкая признает: «Эти выдумщицы и обманщицы всех возрастов - от девочки до старухи - мои друзья, близкие или отдаленные. Самое же в этой книге забавное, что эта книга о лжи - самая правдивая из всех написанных мною книг…»
Книга местами очень тяжелая, а местами – легкая, летняя. В ней поют птицы, плещется море, шумит летний дождь, бушуют чувства. После неё дышать хочется полной грудью, красота лета особенно бросается в глаза, и вообще – начинаешь дорожить всеми милыми пустяками, из которых состоит жизнь.
Дина Рубина... Людмила Улицкая... Имена и фамилии авторов, которые читают современные женщины. Если Рубину читала (так, немного, кое-что), то об Улицкой только слышала. Спасибо за пост, есть повод обратиться к этому автору.
ОтветитьУдалитьА почему же не поделились с нами этой классификацией? Лично мне было бы любопытно узнать.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Очень любопытно. Я почему-то вообразила, что на один тип будет несколько рассказов, как бы исследование одного недуга с разных сторон или говоря по-другому - причина одна, а следствия - разные.
Удалить