вторник, 27 мая 2014 г.

Время читать!

По поводу завершения проекта.
Для меня еще не «время собирать камни» – по той простой причине, что изначально я ставила себе другую задачу: прочитать не 35 книг в течение учебного года, а 52 книги в течение календарного года, начиная с середины августа 2013-го. Так что я продолжаю…
Поздравляю всех читающих!
Если бы не «матери-основатели» проекта Мария Сонина и Елена Воронина, я бы никогда не собралась прочитать многие и многие книги (есть у меня такая черта – вечно откладывать). А включившись в проект – уже некуда было деваться, надо было «держать лицо».
Очень люблю читать отзывы о книгах – еще и поэтому «затянул» проект. Читая каждый день рассказы участников проекта о прочитанном, я не мучилась над проблемой – что бы почитать, просто выбирала книги, отзывы о которых были самыми впечатляющими. Наш проект – отличный путеводитель в мире чтения.
В девяностые – двухтысячные годы мало читала новых книг, в основном перечитывала любимую классику. Проект помог мне избавиться от предвзятого отношения к современной российской литературе: я открыла для себя Алексея Иванова, Олега Раина, Александра Терехова, Анну Матвееву, Юрия Буйду (про Жвалевского и Пастернак вообще не говорю!); наконец-то «дошли руки» прочитать Дину Рубину и Людмилу Улицкую. Очень смеялась над историями Наринэ Абгарян и Славы Сэ.
Одновременно заполнила лакуны в знании классики: с интересом изучила непрочитанные раньше книги Мамина-Сибиряка.
Наконец-то почувствовала вкус широко известных романов Анны Гавальда, Януша Вишневского, Дэна Брауна, Стига Ларссона, Наруки Мураками.
Открытием глобального масштаба стал для меня Ричард Бах и «шоковой терапией» – книга Тода Штрассера «Волна» (Бах – это взлет человеческого духа, а история «Волны» – падение).
Глядя на то, как в проекте участвовали целыми семьями – очень завидовала! В тех семьях – взаимопонимание на совсем другом, высшем уровне…
Со многими участниками проекта я чувствую единство взглядов и вкусов. Среди них много детей, молодые мамы и учителя всех возрастов. Интересно, что в реальной действительности я очень мало общаюсь с людьми этих категорий: возможно, из-за достаточно замкнутого образа жизни. А проект уничтожил эту преграду.
Чему научилась? Быстро писать отзывы на книги. Раньше мне это казалось трудной задачей, был психологический барьер, страх. Муштруя себя в проекте, поняла: чтобы написать отзыв на прочитанную книгу, нужно только одно: начать. А дальше покатится, как с горы.
Было интересно, читая отзывы, видеть, насколько они разнообразны:
  • Отзывы-всплески эмоций (передают главным образом ощущения читающего);
  • Отзывы-акварели (с помощью тончайших выразительных средств передают атмосферу произведений);
  • Отзывы-аналитические отчеты (как острейший скальпель, вскрывают содержание книги и обнажают её структуру, логику повествования, задачу и сверхзадачу);
  • Отзывы-загадки (создают интригу, намекая на тайны сюжета)…
Продолжить этот ряд и назвать иные разновидности отзывов можете сами.
За собой заметила следующее: по моим отзывам очень заметно, что я филолог. Рассказывая людям о книгах, не могу обойтись без цитирования текста – чтобы почувствовали его вкус и аромат, его особенности. Чтобы понять, что вкусно – надо попробовать кушанье.

А начав читать таким образом – книга в неделю – невозможно остановиться. Поэтому для меня отныне и навсегда – время читать!

10 комментариев:

  1. Елена, как хорошо вы написали о проекте и о его проживании. Спасибо за ваш живой взгляд, интересные размышления. Елена, мечтаю познакомиться с вами поближе, приезжайте к нам в гости, заходите в Дом учителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С радостью встретилась бы с Вами, Елена! А чтобы заехать в Дом учителя, нужен какой-нибудь повод...

      Удалить
  2. Добрый день, Елена! Для меня участники проекта тоже открыли много новых авторов, теперь хватит не только на 52 недели... Благодаря Вам стала размышлять о разнообразии отзывов, интересно будет продолжить классификацию. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, я начала писать о видах отзывов и испугалась: поняла, как их много. Задумалась: от чего это зависит? От психотипа человека, от его профессии, пола, возраста? Ой, лучше не углубляться - может, кто-нибудь из ученых диссертацию на эту тему напишет...

      Удалить
  3. Елена, Вы так замечательно пишете о книгах, с большим умением подбираете фото, что и не думайте бросать блог. Он у Вас даже преобразился в середине проекта, просветлел ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теперь бросить трудно - хотя бы потому, что боюсь потерять вас, моих "сообщников". Впервые поняла, что пишу не в пустоту, а для заинтересованных, знающих и отзывчивых людей.

      Удалить
  4. Елена, меня всегда восхищали Ваши отзывы, а также выбор книг для чтения. Порой чувствовала недостаток собственной образованности.

    А Ваша классификация отзывов изящна и точна одновременно!

    Спасибо за то, что Вы с нами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Maria Sonina, я не заслуживаю такой высокой оценки от столь продвинутого учителя. Но в любом случае, спасибо за добрые слова.
      Моя классификация отзывов очень неполная, это лишь набросок. Вот вам с Еленой Ворониной, я думаю, по силам было бы создать полную классификацию.
      Вы сыграли большую, в чем-то переломную роль в моей жизни. Успехов вам!

      Удалить
  5. Елена, глубина Ваших постов затягивает магическим образом. Уходишь в воронку смыслов, и трудно выныривать на поверхность (а иногда и не хочется). Спасибо Судьбе, что свела нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, спасибо судьбе и Вам! Не было бы вас с Марией Сониной - неизвестно, куда бы увела меня судьба...
      А что касается воронки смыслов, то когда пишешь – этого не осознаёшь. Уже потом читаешь написанное и думаешь: «Эвон куда меня повело…»

      Удалить