Название книги
невольно прикладываешь к себе. Получается вот что.
Во-первых, хотеть
в школу уже поздно.
Во-вторых – какая
школа, скоро лето!
В-третьих – никогда в школу не хотелось: ни в детстве, ни во
взрослой жизни. А школьные годы моих детей вообще стали кошмаром. Дети
ненавидят школу до сих пор, хотя им уже за 30.
И вот с этим
предубеждением начинаю читать.
Урок психологии в
форме игры в мафию, литература – просто чтение любимых книг, физкультура – поход
в горы, биология – защита проектов, утверждающих, что человек произошел 1)от
птиц; 2) от дельфинов; 3) от динозавров и т.д.
Когда он [проверяющий] увидел тему дебатов – «От кого
на самом деле произошел человек», – то замер, удивленно задрав брови к лысине.
И чем больше слушал, тем выше поднимались брови, хотя это противоречило всем
нормам физиологии и стандартам пластической хирургии.
Это – школа? Это
сумасшедший дом…
Так подумали проверяющие из РОНО, и во время осенних каникул крамольная
школа закрылась. Дети не сразу поняли, что во время каникул надо отдыхать, а не
бежать в школу, где всё самое интересное.
– Ты дурында, – ласково объяснил брат, – потому что
кайфа от каникул не понимаешь. Это ж каникулы! В школу ходить не надо! Уроков
делать не надо! Можно ничего не читать две недели!
– Тоска, – согласно вздохнула Анечка. – Я думать хочу!
Я задачку хочу! Новую!
То, что ребята увидели в «обычной» школе, для них –
перевернутый мир.
Впечатления Ани:
Первый урок она провела в ступоре, просто потому, что
ее отточенные на поиск логики мозги так и не поняли, что происходит. Весь класс
по очереди выходил к доске и читал одно и то же стихотворение. Причем часть
просто тарабанила текст, а остальные читали с совершенно одинаковыми
интонациями. После декламации учительница объявляла оценку. Она была тем выше,
чем быстрее был прочитан стих. За каждую паузу снижался балл.
Впечатления Жени:
Я только заикнулся, что «Преступление и наказание» мне
понравилось меньше «Братьев Карамазовых», но меня прервали на полуслове.
Представляете, у них есть такая книжка «Критика», причем у всех одна. И они
друг другу рассказывают, что там прочитали.
– Зачем? – спросила Аня.
– Чтоб запомнить, – объяснил Молчун. – Память.
Проблемы.
– Ты думаешь, у них с памятью проблемы? – встрепенулась
Аня. – Тогда понятно… Так вот зачем они стихи рассказывают!
Знакомые картинки! Знакомы и другие сцены взаимодействия
учеников и учителей – носителей мертвых методик. Всех жалко.
Каждого из необычных школьников – героев книги – этот безумный мир «обычной» школы так или
иначе ломает. Бывших друзей – разводит.
А кто сказал, что им должно быть легко?
Как там, в «Формуле любви»: «одни радости вкушать недостойно»…
Чтобы не сойти с ума, ребята создают проект «Выживание в
обычной школе». Такой опыт им пригодится: ведь из своей замечательной школы они
всё равно попали бы в очень несовершенную жизнь. Так уж лучше
потренироваться сразу.
Не очень-то ладится этот проект поначалу. Но дальше… Читайте
сами.
Книга читается одним глотком, легко, хотя нравственные
страдания при чтении заставляют
делать остановки.
Особенно остро я поняла, почему мне никогда не хотелось в
школу. В «обычную» школу.
Авторы повести:
Андрей Жвалевский и Евгения
Пастернак
|
С удовольствием прочла Вашу рецензию, Елена. А для меня весь прошлый год прошёл под знаком Жвалевского/Пастернак. Прочла "Хочу в школу", "Время всегда хорошее", "Смерть мертвым душам" - все абсолютно блестящие книги, от которых за уши невозможно оттянуть не только детей, но и взрослых. Понятно, почему авторы - безусловные победители многих литературных конкурсов.
ОтветитьУдалитьЭто была первая книга Жвалевского и Пастернак, которую я прочитала. Слышала и читала о них много, но от чтения книг меня как будто что-то удерживало. Теперь понимаю, что: моя предвзятость по отношению к школьной теме, болезненный жизненный опыт. Теперь этот психологический барьер преодолен, буду читать. Интересно, оба автора - технари, откуда у них такой интерес к психологии?
УдалитьВаш отзыв прочитала на одном дыхании - именно так прошлым летом читала эту самую книгу. Читала ночью, а утром, рассказывая фрагменты, пыталась заинтересовать сына. Но он не хотел читать - примерно с той силой, какой не желает ходить в школу.
ОтветитьУдалитьНо месяца два назад мне все же удалось подсунуть ему книжку, в результате, не мог оторваться, несмотря на то, что на часах было 00:00.
Хотела с ним обсудить, но не смогла - не любит он это дело, слова порой не вытянешь. Вот только сказал, что есть и у них свои Злыдни. А буквально вчера выдал, что одна учительница ведет себя как Анастасия Львовна (учительница Анечки).
Но обиднее всего, что не видит он никакого выхода... Да и я, если честно, тоже не вижу. Разве что такие книги покупать и учителям дарить...
Нелепая получается борьба... И это печально :(((
Я тоже видела таких, как Злыдня и Анастасия Львовна (самый страшный персонаж в повести). Вообще в этой книге много персонажей, которые похожи на знакомых педагогов. Умница Впалыч тоже кого-то напоминает.
УдалитьВидела и то, как система ломает неординарных людей в учительской среде. Повесть «Я хочу в школу!» всё же немного «округлила» финал повести в пользу добра и справедливости.
Меня очень тревожит, что молодые учителя сейчас не задерживаются в школах. Что будет дальше?
Моя любимая книга за этот год! Спасибо Вам за напоминание! Я любила школу в детстве) Хотя сейчас понимаю, что многое было, как в этом романе. Такая школа, которую там расформировали, мечта.
ОтветитьУдалитьКогда появляются такие учителя, как Вы, Эльвира Ульфатовна, мечта становится реальностью. Очень жаль, что у моих детей в начальной школе не было таких учителей.
Удалить