четверг, 22 мая 2014 г.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Я хочу в школу!

Название книги невольно прикладываешь к себе. Получается вот что. 
Во-первых, хотеть в школу уже поздно.
Во-вторых – какая школа, скоро лето!
В-третьих – никогда в школу не хотелось: ни в детстве, ни во взрослой жизни. А школьные годы моих детей вообще стали кошмаром. Дети ненавидят школу до сих пор, хотя им уже за 30.
И вот с этим предубеждением начинаю читать.
Урок психологии в форме игры в мафию, литература – просто чтение любимых книг, физкультура – поход в горы, биология – защита проектов, утверждающих, что человек произошел 1)от птиц; 2) от дельфинов; 3) от динозавров и т.д.   


Когда он [проверяющий] увидел тему дебатов – «От кого на самом деле произошел человек», – то замер, удивленно задрав брови к лысине. И чем больше слушал, тем выше поднимались брови, хотя это противоречило всем нормам физиологии и стандартам пластической хирургии.
Это – школа? Это сумасшедший дом…
Так подумали проверяющие из РОНО, и во время осенних каникул крамольная школа закрылась. Дети не сразу поняли, что во время каникул надо отдыхать, а не бежать в школу, где всё самое интересное.
– Ты дурында, – ласково объяснил брат, – потому что кайфа от каникул не понимаешь. Это ж каникулы! В школу ходить не надо! Уроков делать не надо! Можно ничего не читать две недели!
– Тоска, – согласно вздохнула Анечка. – Я думать хочу! Я задачку хочу! Новую!
То, что ребята увидели в «обычной» школе, для них – перевернутый мир.

Впечатления Ани:
Первый урок она провела в ступоре, просто потому, что ее отточенные на поиск логики мозги так и не поняли, что происходит. Весь класс по очереди выходил к доске и читал одно и то же стихотворение. Причем часть просто тарабанила текст, а остальные читали с совершенно одинаковыми интонациями. После декламации учительница объявляла оценку. Она была тем выше, чем быстрее был прочитан стих. За каждую паузу снижался балл.
Впечатления Жени:
Я только заикнулся, что «Преступление и наказание» мне понравилось меньше «Братьев Карамазовых», но меня прервали на полуслове. Представляете, у них есть такая книжка «Критика», причем у всех одна. И они друг другу рассказывают, что там прочитали.
– Зачем? – спросила Аня.
– Чтоб запомнить, – объяснил Молчун. – Память. Проблемы.
– Ты думаешь, у них с памятью проблемы? – встрепенулась Аня. – Тогда понятно… Так вот зачем они стихи рассказывают!
Знакомые картинки! Знакомы и другие сцены взаимодействия учеников и учителей – носителей мертвых методик. Всех жалко.
Каждого из необычных школьников – героев книги –  этот безумный мир «обычной» школы так или иначе ломает. Бывших друзей – разводит.
А кто сказал, что им должно быть легко?
Как там, в «Формуле любви»: «одни радости вкушать недостойно»…
Чтобы не сойти с ума, ребята создают проект «Выживание в обычной школе». Такой опыт им пригодится: ведь из своей замечательной школы они всё равно попали бы в очень  несовершенную жизнь. Так уж лучше потренироваться сразу.
Не очень-то ладится этот проект поначалу. Но дальше… Читайте сами.
Книга читается одним глотком, легко, хотя нравственные страдания при чтении заставляют делать остановки.

Особенно остро я поняла, почему мне никогда не хотелось в школу. В «обычную» школу.
Авторы повести: 
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак

2 комментария:

  1. С удовольствием прочла Вашу рецензию, Елена. А для меня весь прошлый год прошёл под знаком Жвалевского/Пастернак. Прочла "Хочу в школу", "Время всегда хорошее", "Смерть мертвым душам" - все абсолютно блестящие книги, от которых за уши невозможно оттянуть не только детей, но и взрослых. Понятно, почему авторы - безусловные победители многих литературных конкурсов.

    ОтветитьУдалить
  2. Когда появляются такие учителя, как Вы, Эльвира Ульфатовна, мечта становится реальностью. Очень жаль, что у моих детей в начальной школе не было таких учителей.

    ОтветитьУдалить