суббота, 18 января 2014 г.

Тод Штрассер. Волна

Эта книга была переведена на русский язык в 2012 году, впервые издана в нашей стране в 2013-м. Она переживает сейчас в России такой же успех, как в Америке 80-х (в США Штрассер издал её в 1981-м). Но еще до русских переводов и отечественных изданий  упоминание о «Волне» (с описанием её сюжета) бессчетное количество раз встречалось в Интернете – и не всегда с одобрением. Так, например, предысторию книги – о том, что описан реальный случай, произошедший в одной из американских школ в 1967 году – далеко не все воспринимают, как незыблемую истину. А кое-кто прямо говорит, что ничего такого в Америке отродясь не было, это враньё, рекламная уловка.
Вот с этой долей сомнения и начала читать. Но чтение захватывает.
С того момента, как старшеклассники, ошарашенные фильмом о нацистских концлагерях, робко вопрошают: да как же это немцы приняли нацизм? – учителю истории Бену Россу приходит в голову «гениальная» мысль превратить этих деток в подопытных кроликов (провести эксперимент по внедрению в них тоталитарной идеологии). И вот тут действие книги катится, как с горы – невероятно быстро.
Кадр из фильма “Волна”(Die Welle)
Нетрудно заметить, что в этой школе царит самая разнузданная анархия: опоздания на урок в порядке вещей, а на домашние задания многие ученики вообще давно забили. Но когда учитель пишет на доске: «СИЛА В ДИСЦИПЛИНЕ» и целый урок занимается муштрой, юноши и девушки уж очень легко ему подчиняются.
Усилием воли подавила в себе недоверие и поискала этому оправдание. Ну да, учитель – любимый, а его эксперимент по созданию движения «Волна» – любопытный. И положительные моменты есть: у одноклассников возникает чувство единства, а изгой класса – Роберт – впервые в своей жизни расправляет плечи и чувствует себя человеком. Но как-то слишком стремительно школьники превращаются в зомби, а талантливый учитель – в диктатора (и эта роль ему неожиданно нравится!). Неужто так мгновенно происходит перерождение людей?
Одна только отличница, умница и красавица Лори выбивается из общих рядов и устраивает «бунт на корабле». Но петля вокруг неё медленно и страшно затягивается…
Исследователи из Политехнического института Ренсселира выяснили, что как только количество приверженцев каких-либо взглядов достигает десяти процентов, их убеждения с космической скоростью будут приниматься большинством. Но в данном случае – дело не в этом. «Волна» - это наваждение на уровне подсознания, разум тут ни при чём. «Они все будто под гипнозом. Они просто ничего не слышат», - думает Лори.

Разрушая этот гипноз, Бен Росс в финале говорит: «О да, из вас вышли бы отличные нацисты! <…> «Фашизм – это не то, что когда-то устроили какие-то другие люди. Он здесь, он в каждом из нас».

«Он и во мне, - думаю с горечью, - я не Лори и была бы на стороне большинства».

Книга совсем небольшая. Но это действительно бомба.

«Волну», конечно, надо изучать в школе. +Maria Sonina, с её беспощадным аналитическим умом историка, на своём уроке проделала это блестяще.

В книге Тода Штрассера движение «Волна» исчезло в один миг, как будто его и не было. Произошел ли такой случай в реальности – не убеждена.

А вот нацизм в Германии и сталинизм в России, к сожалению, были – я еще застала живых свидетелей тех событий. Но для моего внука это недоказуемо. Он убедился бы в жуткой силе тоталитарной идеологии только в ходе такого же эксперимента, как в книге «Волна». Люди учатся на чужих ошибках, но убеждают их только свои.

5 комментариев:

  1. Елена, спасибо!
    Обратила внимание на отзыв ещё у Марии Сониной. Ваш рассказ усугубил мнение о том, что я должна прочитать книгу. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо! Мне необходимо прочитать эту книгу. Дети не понимают, как фашизм мог случиться? А нам сложно объяснить, хотя книг масса. Здесь, как я поняла, доступно, на пальцах показывается, как это происходит с каждым из нас.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, спасибо за отзыв и высокую оценку моей работы с классом. Переживала, что дети, так активно обсуждавшие книгу в классе, ничего не написали в моих блогах. Но на днях я получила письмо от одной из учениц. В нём она дала ссылку на статью того самого учителя (в книге его имя изменено): как я поняла, именно с этой публикации всё и завертелось. То есть, у книги необычная судьба: сначала статья в педагогическом издании, затем фильм и только потом книга. Так вот девочка написала, что эта статья произвела на неё ещё более сильное впечатление, чем книга и фильм, что у неё возникло ощущение полной включённости в процесс.

    Про то, что в школе, не умевшей прежде ценить дисциплину, всё так махом завертелось, мы тоже говорили на уроке. Ребята назвали в качестве причины этого явления стремление с помощью "Волны" решить накопившиеся проблемы, видя в ней что-то вроде панацею. Вспомнилась ассоциация с педагогической корпорацией: общий её консерватизм удивительным образом сочетается с ожиданием методического чуда, отсюда тяга к эспериментаторству. А вот то, что эксперимент так же быстро прекратился — так это только формальное прекращение. В реальности его участники долго переживали случившееся. И сайт создали, и вот фильм с книгой — это ли не свидетельство того, что нельзя разом выйти из такого психологического эксперимента — очень жестокого по своей сути.

    У меня с этой книгой ещё одна жуткая ассоциация нарисовалась после её прочтения. Рискую быть обвинённой в клевете, но, во время прочтения книги, меня не покидало ощущение дежавю. Потом поняла — методика учителя удивительным образом пересекается с теми методами, которые предлагают авторы этой книги. Очень грубое и жёсткое сравнение. Но то же стремление подчинить класс своей воле, стремление добиваться результата исключительно через организацию дисциплины. Однако дисциплина — не равно послушание. А несвободный человек менее эффективен с точки зрения результатов своей деятельности.

    ОтветитьУдалить
  4. Взяла это произведения на урок внекл. чтения в 8 классе. В 2 часа не уложились! Дети требовали еще и еще. Но для себя выявила проблемы современных детей: все - таки они националисты. Лозунг "За чистоту нации!" им очень близок. И пусть многие из них не пойдут громить "черных" (вы понимаете, о ком я пишу), но руку помощи им в трудную минуту не протянут, посчитав, что так будет лучше. И дело тут не в укреплении отрицательного отношения к людям другой национальности в обществе,а, как сказали мне дети, в том, что люди, приезжающие к нам, в Россию, на постоянное место жительства, ведут себя тут как настоящие хозяева. Их принцип: "Приехал сам - перевези родню и установи свои порядки!" Вот это и обижает! И только после того, как мы начнем относится взаимно терпимо друг к другу, проблема национализма потихоньку будет исчезать сама собой.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за такие живые отзывы!
    Мария Сонина, по Вашей ссылке я прочитала воспоминания того самого учителя, Рона Джонса. Мурашки по коже...
    Да, такое придумать невозможно.

    ОтветитьУдалить