Расскажу об одной книге о Лермонтове, которую я прочитала впервые – по той простой причине, что появилась она на свет совсем недавно, в 2011 году. Книга вышла в серии «Лучшие биографии», потому и привлекла моё внимание.
Исследования П. Висковатова, Э. Герштейн, В. Мануйлова и других лермонтоведов отличаются от книги В. Михайлова, как тяжелая артиллерия отличается от красивого фейерверка. Валерий Михайлов написал о любимом поэте весьма кудряво и затейливо, не без блеска.
Между тем, его книга претендует на полноту и научность, он упоминает едва ли не всех исследователей Лермонтова на протяжении последних двух веков. И всем им достаётся по полной. Не то, чтобы Михайлов их всех отвергает, но совершенные ими огрехи он вытаскивает на свет Божий – и не прощает ничего. Автор явно увлечен Лермонтовым сверх всякой меры, его захлёстывает – вряд ли это порок, но доверия читателей такое обстоятельство не прибавит.
Большой плюс «Рокового предчувствия» – здесь приведено множество отзывов о Лермонтове его современников (и не только положительных, как у других осторожных исследователей, которые предпочитали не упоминать, что некоторые однокашники поэта до конца жизни считали Лермонтова «ядовитой гадиной» и «антихристом»). Еще плюс: автор подробно исследует характер Лермонтова, его светлые и дурные стороны.
Вот несколько описаний поэта:
«Обыкновенное выражение глаз в покое несколько томное; но как скоро он воодушевлялся какими-нибудь проказами или школьничеством, глаза эти начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте… Ничего подобного у других людей я не видал. Свои глаза устанут гоняться за его взглядом, который ни на секунду не останавливался ни на одном предмете».
«Но зато глаза!.. я таких глаз никогда после не видал. То были скорее длинные щели, а не глаза, и щели, полные злости и ума».
«Взгляд у него был необыкновенный, а глаза черные. Верите ли, если начнет кого, хоть на пари, взглядом преследовать, - загоняет, места себе человек не найдет».
Уже из этих описаний видно, что в личности Лермонтова было нечто демоническое. Михайлов много и охотно пишет о пророческом даре поэта и о мистике, возникшей вокруг него.
«Странные пророчества пронизывают его судьбу – и в первую очередь они касаются России.
Год рождения: 1814-й. Ровно через сто лет началась Первая мировая война, которая привела к падению монархии в России и к разрушительной революции.
Год смерти: 1841-й. Снова через сто лет началась самая страшная для русских война, которую назвали Великой Отечественной. А в 1991-м, в год 150-летия со дня смерти поэта, рухнул преемник Российской империи – Советский Союз».
Мистический флер вокруг Лермонтова – это, конечно, приманка для читателя. Но мне кажется, для автора – это не прагматический выбор (чтобы «рукопись продать»), а искренняя вера в противоборство высших сил Зла и Добра в душе великого поэта. Михайлов доказывает, что в этой борьбе «Ангела» и «Демона» победил «Ангел».
Благодарна этой книге за то, что она напомнила мне самые прекрасные стихи Лермонтова, которые я очень давно не читала и теперь упивалась ими заново. Благодарна за понимание: душа поэта – не в трескучих юбилейных речах и мероприятиях в честь его юбилея, не в памятниках и залах музеев, а в другом.
«Какие-то курортные люди шагают по пятигорскому терренкуру, утыканному нелепыми табличками: до места дуэли столько-то метров… Фотографируются у обелиска… - и кажется, что четыре каменных грифа по его углам еще угрюмее прячут свои клювы в перья… А другие, им подобные, зеваки бродят по комнатам музеев… Чего они глазеют? что ищут?.. Лучше бы книгу раскрыли».
Вернее не скажешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий