Супруги Коля и Марина – непоправимо разные люди. Она филологиня,
далекая от низменного мира, молодая и милая, но какая-то вся потерянная. Он –
грубый технарь с плебейскими замашками, пугало для тонких образованных натур,
но сам мученик. Естественно, появляется третий, фантазер и соблазнитель Ланин,
и героиня сгорает от любви.
Почему она, при вполне поэтическом имени Марина, для себя и для
всех – Тетя Мотя? Тётей она себя ощущает из-за однообразной, унылой,
безрадостной жизни (нет в этой жизни красоты, опоры, надежности). А Мотя,
Матрёша – это её прозвище с детства, такой отец её увидел, развернув у роддома
кулек с бантом.
«…папа‑то угадал. Матреша,
матрешка: несколько девочек, девушек, женщин жило в ней. Каждая любила своего,
каждая была немного другой, растроение, распятирение личности, но в самой
середке все‑таки лежал якорь: завернутый в одеяло кулек с бантом».
Сам процесс влюбления, начало и разгар её романа описаны прекрасно,
со множеством узнаваемых деталей (жаль, только женщины могут их оценить).
«Ах, вот в чем.
Вот в чем. Смысл этого
соединения.
Отдавать. Отдавать себя. Губы,
язык – теперь немая, глаза – слепая, руки не мои, живот, бедра, колени –
отдавать все, что тело, но и все, что внутри – косточки, нервы, душу. Отдалась.
Вот в чем. А с Колей, с Колей разве не так? Нет! Вот в чем. Здесь не было
насилия, унижения, здесь никто никого не заставлял, а билась одна только
спятившая от этого бесконечного ожидания жажда, жажда быть вместе, и в том,
чтобы как сейчас, и состояло ее призвание. Она для этого. И была. Создана».
Уже в начале книги ясно – перед нами женский роман, мужчины
могут не беспокоиться, это лакомство не для них. Лишнее доказательство тому:
мужчины-критики, читавшие роман «по долгу службы», оставили разгромные
рецензии. Претензий много, но общее одно: диалоги в романе о
женщине-хранительнице очага критиков-мужчин приводят просто в бешенство.
Странноватый эффект.
Видимо, они считают подробное описание женской измены, после
«Анны Карениной», занятием пошлым. А подспудное желание мятущейся героини быть
цельной, не лгать и жить для семьи – чем-то еще более пошлым. Парадокс мужского
мышления.
Майя Кучерская вместе с другими лауреатами премии "Большая книга" 2013 года |
История измены глазами изменившей женщины – да таких романов
вагон и маленькая тележка! С чего вдруг «Тетя Мотя» попала в финал престижной
литературной премии и стала лидером читательского голосования?
Есть в этой книге, при всей её «пошлой» фабуле, некий намек на
сверхзадачу. Писательница хотела создать не очередное женское чтиво «про любовь
да про изменушку», а нечто более тонкое и глубокое.
Второй пласт книги параллельно рассказывает о другом времени,
другой жизни. Пожилой краевед Сергей Голубев шлёт Марине дневники своих
предков. Ну и к чему это? – скажете вы. А вот к чему. Эта жизнь с её неизменным
укладом и обычаями незыблемо существовала на нашей родной земле всего 100 лет
тому назад, а ныне от неё не осталось и следа, лишь неясная тоска по ней. Голубев
перед смертью напутствует Марину:
«Без уклада нет жизни, нет настоящих людей. Но если уклад все‑таки
утрачен – путь один: его нужно создавать. И начинать в нем жить с чистой
страницы...»
Конец романа я бы назвала так: время чудес. Они происходят с
Мариной и Колей, с Ланиным и Голубевым. Причем каждое чудо продирается в этот
мир с болью, мучениями и потерями. И очень хорошо видно, что мир проницаем, мы
все повязаны: старые и малые, наши предки и наши потомки.
Смысл этой книги можно обозначить одним словом: прозрение. В
общем-то, именно к нему мы идем всю свою жизнь.
И эту книжечку для январского чтения:-)
ОтветитьУдалить