четверг, 16 октября 2014 г.

Развиртуализация по-уральски

15 октября я пережила культурный шок, причем не один раз. Главным событием была, конечно, встреча с организаторами проекта «Читать не вредно – вредно не читать» Еленой Ворониной и Марией Сониной, но немного расскажу и о том, что этому предшествовало.

На этот день в Екатеринбурге, в библиотеке имени Белинского, было намечено торжественное награждение участников областного библиотечного конкурса в честь юбилея Лермонтова. Свою пайку – диплом за сценарий «Живой Лермонтов» – я там получила, но ошарашена была другим.

Поскольку день рождения Лермонтова совпадает с  Международным днем белой трости (днем помощи и солидарности людям с ограниченными возможностями), Лермонтовский праздник в библиотеке Белинского преподнес нам сюрприз. Он начался с ролика о том, как участники социального движения «Белая трость» участвовали в парусной регате (это люди, частично или полностью лишенные зрения).
Мотив лермонтовского паруса продолжил конкурс незрячих художников в технике наливайки (акриловая краска наливается на холст). Соревновались восемь пар конкурсантов, в каждой паре один человек – зрячий, он подсказывает своему партнеру цвет красок. В результате должна получиться цветовая ассоциация со стихотворением «Белеет парус одинокий». Потренироваться в этой технике предлагали и зрячим людям, завязав им глаза. Говорят – ощущения непередаваемые.
Конкурс проходил в рамках инклюзивного проекта "Живопись слепых".

Никак не могу отвязаться от мыслей о том, что чувствует незрячий человек, плывущий под парусом по морю. Наверное, многое: запах морской воды, ветер, размер волн даже… А как он может передать свои впечатления красками? Тут я теряюсь. Всё-таки каждый из нас живет в своей, ограниченной реальности.

И вся заторможенная подобными мыслями, я, как в омут, бултыхнулась в другое событие: финал городского конкурса инновационных образовательных идей «Есть идея!». 

Во-первых, поразило великолепное здание гимназии № 5, где всё это происходило. Во-вторых, организаторы (среди которых рулила всем нам известная Елена Квашнина) собрали для творческих встреч целое созвездие популярных писателей, среди них был даже Андрей Жвалевский (но без Евгении Пастернак). В-третьих (и в главных) я увидела ИХ. Честное слово, в жизни они лучше: теплее, веселее, эффектней, черт возьми, чем на фото в Интернете.
Мария Сонина и Елена Воронина
Втроем мы провели мастер-класс для учителей: 

я рассказала о проекте в общих чертах, 

матери-основательницы проекта завершили общую картину читательского вируса под названием «Читать не вредно – вредно не читать». Учителя задумались.

Некоторые из них двинулись за Еленой Ворониной и Марией Сониной на следующие мастер-классы. Я потянулась за Марией Николаевной, хотелось еще раз послушать её знаменитую историю с книгой Тода Штрассера «Волна» (её мастер-класс был об использовании художественных произведений на уроках обществознания). И я насладилась вполне, снова пережила потрясение, как и в первый раз, когда читала отзыв Марии Сониной об этой книге и о реакции на неё школьников.


А потом четыре «сообщницы» сфотографировались вместе, вот так 
Елена Квашнина, Елена Цекова, Мария Сонина, Елена Воронина
(надеюсь, Мария Сонина догадалась загадать желание, она стояла между тремя Еленами). 
На этом моя история закончилась. 
Думаю, что у Елены Ворониной и Марии Сониной – свои впечатления от этой поездки в Екатеринбург.
Проект продолжается! Вот еще одна его страница, очень яркая. 

20 комментариев:

  1. Елена, спасибо Вам за эмоциональный отклик, дивные фотографии, яркое, живое выступление. Согласитесь, замечательно вести мастер-класс на троих. Я очень рада нашей развиртуализации и тёплому общению. Надеюсь, это не в последний раз. Проект продолжается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень надеюсь, что увидимся. Сила впечатления от встречи не проходит, даже во сне вас с Марией Николаевной вижу.

      Удалить
    2. ИХ - это я изобразила величину своего мандража во время встречи. Дальше было легче.

      Удалить
  2. Елена, как здорово, что Вы поделились эмоциями. Как будто сама побывала. А вот проект "Живопись слепых" ОЧЕНЬ ВПЕЧАТЛИЛ. Вообразить даже невозможно. Да, у "каждого своя ограниченность".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, и с Вами бы хотелось увидеться. Всё-таки как мы в проекте прониклись мыслями и чувствами своих "сообщников"! Когда увидела Елену и Марию, было чувство, что они всё время были рядом, а шок был только оттого, что они так материальны.

      Удалить
    2. Марина, да-да! Тоже ощущаю потребность встретиться.

      Удалить
    3. Мне грустно от того, что я не сдержала данного слова. Пусть это звучит по-детски, но я чувствую ответственность.

      Удалить
    4. Спасибо за поддержку. Несмотря на... Я продолжаю быть в сети, в проекте.

      Удалить
    5. И мы Вас таки видим. «Несмотря на...» Марина, Вы чудесная.

      Удалить
  3. Ждала отзывов о вашей развиртуализации. Прочитала с удовольствием,как будто сама там побывала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, встреча виртуальных друзей - это очень волнующий момент. При виде друг друга мы просто онемели.

      Удалить
    2. Ира, ну ты-то меня понимаешь, как это чудесно — увидеть глаза виртуального друга.

      Удалить
    3. да, Елены Прекрасные, я понимаю,что такое - глаза в глаза)
      Прошу учесть - не всегда развиртуализация оправдывает наши надежды, так что цените сам факт слияния душ)

      Удалить
    4. Ириша, может быть я уже говорила, но повторюсь: у меня в последнее время «радостное разочарование» невероятно часто случается. Думаешь о человеке серо, а он — радужный. Спасибо тётушке Судьбе!

      Удалить
  4. Девочки, вы заметили, что мы все случайно были в оттенках синего? Или неслучайно, как и всё в этом мире?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я заметила про оттенки синего! Еще когда мы вчетвером фотографировались. Синхронизировались в каких-то глубинах подсознания.

      Удалить
    2. Объяснение здесь может быть, наверное, только одно: созвучность внутренняя. На одной волне живём. Но не так, как у Штрассера.

      Удалить
  5. Спасибо! Мне нельзя долго раскисать!

    ОтветитьУдалить
  6. Да, уж с Вами-то, Елена Сергеевна, мы совсем близко, встретиться не проблема!

    ОтветитьУдалить
  7. Ольга Николаевна, спасибо за отклик! Да, так получилось, что виртуальных контактов вроде бы и много, но только участие в этом проекте ощутимо изменило мою жизнь в лучшую сторону. Мне кажется, "Читать не вредно - вредно не читать" преподнесет нам еще немало неожиданностей.

    ОтветитьУдалить