Главный герой – громила по имени Тень. За пару дней до его
выхода из тюрьмы гибнет любимая жена. Начало – как в голливудском боевике.
Дальше – всё не так.
Жена погибла по своей вине, мстить за неё незачем, она сама кому
хочешь отомстит: приходит к мужу после своей смерти и крушит его врагов. Драк и
сражений в книге много, но подоплека их – совсем иная, нежели в примитивном боевике.
Сюжет книги – битва старых богов, которых американцы «вывезли» из земель своих
предков, и новых – богов Интернета, телевидения и лимузинов. Их убеждения:
«Язык – это вирус, вера – операционная система, а молитвы –
дешевый спам…»
«За нами будущее и настоящее. А их срок
годности истек еще позавчера».
Здоровенный тугодум Тень прячет в себе острый ум и совершенно детскую
душу. Только поэтому он способен принять фантастический поворот событий. Его
сны – напоминание об ином мире, где жили мифические древние существа. Вот в
кого, оказывается, может превратиться тот «книжный мальчик», который с трудом
вспоминает богов своего детства («Океан в конце дороги»).
Тень и Среда |
А вот в кого превратились старые боги (говорит Среда, воплощение
бога Одина):
«Давайте же взглянем правде в глаза: мы утратили власть – или
почти утратили. Мы тащим все, что только можем, мы паразитируем на людях, и тем
живы; мы пляшем голыми, мы отдаемся за деньги, мы слишком много пьем; мы
сливаем по‑тихому бензин, мы воруем и обманываем, мы ютимся в трещинках на
дальних закраинах общества. Старые боги – в этой новой безбожной стране».
Новые боги всеми способами перетягивают Тень на свою сторону, но
напрасно. Герой – на стороне старых богов, которые в современном мире не в
чести, и я его понимаю.
«Ему пришло в
голову, что его симпатии склоняются на сторону Среды, мистера Нанси и всей этой
компании, а не на сторону их противников по одной простой и незатейливой
причине: пусть они грязь и дешевка, и жрачка у них дерьмовая на вкус, но они по
крайней мере не говорят штампами».
Для меня это –
весомый аргумент.
Как будто здесь совсем другой Гейман: жесткое описание неприглядных
сторон жизни, маргинально-криминальная среда, грубый язык, полное отрицание
сентиментальности. Но это – пока дело касается реальной действительности. Как
только появляются те самые полумифические существа, резкие краски расплываются,
становятся тончайшей пастелью, лица становятся нежнее, голоса не оскорбляют
слух.
Почему мне всё-таки тяжело было продираться сквозь эту книгу?
Потому что это чужая культура, чужая до озноба (вот почему я так и не смогла
принять книг Стивена Кинга – нет никаких точек соприкосновения). Но когда
читала Нила Геймана, ощущение бесчеловечного холода жизни не было таким
безысходным (может быть, благодаря знакомым славянским божествам, которые
появляются в романе наряду с другими действующими лицами).
И еще – во время вальса в зале Карусели было полное ощущение,
что в соседнем помещении идет бал полнолуния из «Мастера и Маргариты»
Булгакова…
«Тень обернулся,
медленно, настороженно, рассыпав вокруг себя собственные отражения,
замороженные осколки каждого движения, и каждое как в янтарь было оправлено в
крохотную долю секунды, и каждое наималейшее движение длилось вечность. Образы,
которые потоком хлынули в его мозг, не имели ровным счетом никакого смысла:
словно взираешь на мир сквозь фасеточный, разбитый на отдельные переливчатые кристаллы
глаз стрекозы, но только каждая фасетка показывала свое, и он был положительно
не в состоянии свести воедино, в осмысленное целое то, что видел – или то, что
ему представлялось».
Атмосфера книги – предгрозовая, предчувствие решающей битвы
богов. Чем она завершилась – узнает тот читатель, который пройдет вместе с
Тенью весь путь до конца.
Роман оставляет сильнейшее впечатление.
Как и «Океан в конце дороги», это книга о несовершенстве
человеческой памяти (и всего остального).
До тех пор, пока мы помним, кто мы и откуда – наши боги хранят
нас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий