четверг, 13 февраля 2014 г.

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Братья Гордеевы

Действие повести происходит  на Урале в  40-х годах XIX столетия, то есть во времена крепостничества. Сюжет навеян реальной историей полутора десятков крепостных мальчиков, отправленных за границу для обучения заводскому делу. Затем они вернулись на Урал, и оказалось, что их знания никому не нужны, а привычка к свободе – и подавно.
Братья Гордеевы – из той же когорты. Повествование начинается с их первого появления перед управляющим Землянским заводом Федотом Якимычем, которого все окружающие боятся, как огня. А братья – шапки не ломают перед самодуром, за что и поплатились тяжелым подневольным трудом. Но почему-то мне кажется, что выученные за границей крепостные горные инженеры на самом деле испытывали гораздо более сильный прессинг, чем в повести Мамина-Сибиряка. Федот Якимыч хоть и суров, да отходчив – и недолго притесняет Гордеевых.
Пермская изба XVIII - XIX веков
Интересно, что после появления этой повести в 1891 году её первый рецензент А. Волынский антикрепостническую тему в ней даже не заметил, увидев в изображении прошлого «этнографический интерес». Такая постановка вопроса меня почему-то оскорбила: словно о дикарях говорит, и о ком? О патриархальной семье героев романа, староверов. Впрочем, патриархальность эта рушится на глазах. Но никак не хочется мириться с тем, что вера и уклад наших предков представляют лишь «этнографический интерес».
Федот Якимыч и Амфея Парфеновна (вокруг которых крутится всё действие) – гордые и сильные люди, живут по правилам старой веры. Их жизнь основана на таких нерушимых устоях, что кажется: пропадай весь свет, а их красивый и прочный дом будет стоять. Но с появлением братьев Гордеевых какая-то ржавчина начинает разъедать этот устоявшийся мир, и всё идет прахом.
И судьба Гордеевых складывается трагически, но виной всему не столько крепостное право, сколько любовь – она, проклятая. Силу и власть этого чувства Мамин-Сибиряк знал, как никто, и умел писать о ней.
«…Никон чувствовал, что с ним делается что-то необыкновенное, точно вот он упал куда-то и не может подняться, но это было сладкое бессилие, как в утренних просонках».

Все погибшие герои этой повести – гибнут из-за любви (неразделенной, преступной, обманутой). Страсти хлещут через край и сметают с лица земли целые семьи. Выживают самые сильные – и тоже с помощью любви: сострадательной, всепрощающей. История изложена динамично, сжато, ярко – непривычно для повествовательной манеры XIX века. Очень современная история, не ожидала от Мамина-Сибиряка!

1 комментарий:

  1. Елена, а мне сразу "Приваловские миллионы" вспомнились. Там ведь тоже ЛЮБОВЬ яркая, страсть всепоглощающая и злобное, крепостное самодурство.

    ОтветитьУдалить