Это первая подробная биография Лермонтова, которая появилась в России. Впервые книга была издана в 1891 году, к 50-летию со дня смерти поэта, и после этого почти 100 лет ни разу не переиздавалась – до 1987 года, когда она стала бестселлером среди всех, кто изучает, преподает и просто любит Лермонтова.
Вот такая библиотечная книжка издания 1987 года, зачитанная, залюбленная, исчерканная многочисленными карандашными пометками – и попала мне в руки.
Главная ценность этой лермонтовской биографии в том, что автор лично беседовал с людьми, знавшими поэта.
Второе – Павел Висковатов обладал доступом к самому объемному архивному материалу, который так или иначе касался Лермонтова (к сожалению, последующие катаклизмы, потрясавшие Россию, разметали этот архив по всему свету, многое утрачено или попало в частные руки).
Третье – это наиболее полная и подробная биография Лермонтова (ярко обрисованы все его воспитатели, преподаватели, друзья и подруги, все обстоятельства жизни поэта – с рождения до смерти).
П.А. Висковатов |
Непривычна повествовательная манера автора: неспешная, обстоятельная, дотошная, несколько старомодная и наивная – но это только придает ей шарма. О самых острых моментах биографии Лермонтова автор пишет деликатно, осторожно и бережно (вот, например, характеристика отца поэта):
«Если сопоставить немногосложные известия о Юрии Петровиче, то это был человек добрый, мягкий, но вспыльчивый, самодур, и эта вспыльчивость, при легко воспламенявшейся натуре, могла доводить его до суровости и подавала повод к весьма грубым и диким проявлениям, несовместимым даже с условиями порядочности».
Имеется в виду, что Юрий Петрович мог ударить жену – так бы и написал современный исследователь, без сантиментов. Но в XIX веке нравы были иными.
"Дуэль" - рисунок М. Лермонтова |
История раздора между овдовевшим отцом и бабушкой поэта, когда они буквально рвали ребенка друг у друга из рук (доводя его до такого страдания, что он думал о самоубийстве), изложена во всех подробностях. Это объясняет тяжелый характер Лермонтова, который многие современники считали причиной его гибели. Отсюда и постоянный мотив смерти в его стихах.
Павел Висковатов не считает нужным скрывать подробности «гусарских загулов» Лермонтова и сочинение «нескромных» эротических поэм в дни его юности (а кто их не сочинял – и Пушкин грешен), но и об этом автор биографии пишет с благородной сдержанностью, так же как о любовных увлечениях поэта.
В этой книге вы не найдете сенсаций, но не найдете и лжи. Некоторые неточности объясняются неполной осведомленностью автора (например, история любви Лермонтова к Н.Ф. Ивановой стала известна лишь в XX веке).
Немало однокашников Лермонтова по Юнкерской школе дослужились до генералов и более высоких чинов, а поэт умер, будучи корнетом (одно из низших офицерских званий). Но почему-то именно эти генералы больше всего злились, когда им говорили, что Лермонтов – великий поэт, и отвечали: «Что уж в нем такого великого, мы все тогда писали стишки не хуже, чем он». Например, фельдмаршал князь А.И. Барятинский, по словам П.А. Висковатого, «приходил в негодование каждый раз, когда мы заговаривали с ним о Лермонтове. Он называл его «самым безнравственным человеком» и «посредственным подражателем Байрона» и удивлялся, как можно им интересоваться до собирания материалов из его биографии». Позднее, когда биографу попались в руки юношеские поэмы Лермонтова, он понял причины такой злобы: из-за «нескромной» лермонтовской поэмы «Гошпиталь» над Барятинским хохотала вся Юнкерская школа.
За свою жизнь Лермонтов нажил немало врагов, и П. Висковатов последовательно описывает, как это происходило. Для них он был Маёшка, уродец – внешне и внутренне. Для нас – «другой, еще неведомый избранник».
Да, как ни странно – неведомый. Чем больше подробностей становится известно о Лермонтове, тем бóльшей загадкой предстает он перед нами. Это и влечет к нему так неодолимо…
Комментариев нет:
Отправить комментарий