Действие повести происходит
на Урале в 40-х годах XIX столетия,
то есть во времена крепостничества. Сюжет навеян реальной историей полутора
десятков крепостных мальчиков, отправленных за границу для обучения заводскому
делу. Затем они вернулись на Урал, и оказалось, что их знания никому не нужны,
а привычка к свободе – и подавно.
Братья Гордеевы – из той же когорты. Повествование начинается с
их первого появления перед управляющим Землянским заводом Федотом Якимычем,
которого все окружающие боятся, как огня. А братья – шапки не ломают перед
самодуром, за что и поплатились тяжелым подневольным трудом. Но почему-то мне
кажется, что выученные за границей крепостные горные инженеры на самом деле испытывали
гораздо более сильный прессинг, чем в повести Мамина-Сибиряка. Федот Якимыч
хоть и суров, да отходчив – и недолго притесняет Гордеевых.
Пермская изба XVIII - XIX веков |
Интересно, что после появления этой повести в 1891 году её
первый рецензент А. Волынский антикрепостническую тему в ней даже не заметил,
увидев в изображении прошлого «этнографический интерес». Такая постановка
вопроса меня почему-то оскорбила: словно о дикарях говорит, и о ком? О
патриархальной семье героев романа, староверов. Впрочем, патриархальность
эта рушится на глазах. Но никак не хочется мириться с тем, что вера и уклад наших
предков представляют лишь «этнографический интерес».
Федот Якимыч и Амфея Парфеновна (вокруг которых крутится всё
действие) – гордые и сильные люди, живут по правилам старой веры. Их жизнь
основана на таких нерушимых устоях, что кажется: пропадай весь свет, а их
красивый и прочный дом будет стоять. Но с появлением братьев Гордеевых какая-то
ржавчина начинает разъедать этот устоявшийся мир, и всё идет прахом.
И судьба Гордеевых складывается трагически, но виной всему не
столько крепостное право, сколько любовь – она, проклятая. Силу и власть этого
чувства Мамин-Сибиряк знал, как никто, и умел писать о ней.
«…Никон чувствовал, что с ним делается что-то необыкновенное,
точно вот он упал куда-то и не может подняться, но это было сладкое бессилие,
как в утренних просонках».
Все погибшие герои этой повести – гибнут из-за любви
(неразделенной, преступной, обманутой). Страсти хлещут через край и сметают с
лица земли целые семьи. Выживают самые сильные – и тоже с помощью любви:
сострадательной, всепрощающей. История изложена динамично, сжато, ярко –
непривычно для повествовательной манеры XIX века. Очень
современная история, не ожидала от Мамина-Сибиряка!
Елена, а мне сразу "Приваловские миллионы" вспомнились. Там ведь тоже ЛЮБОВЬ яркая, страсть всепоглощающая и злобное, крепостное самодурство.
ОтветитьУдалитьЕлена, спасибо, что напомнили мне давние, юношеские впечатления от этой книги. Вспоминаю, что обращала внимание (в силу возраста) только на любовную линию, а актуальность темы "лишних" людей не рассмотрела. А вот вы подметили современность романа.
ОтветитьУдалитьЕлена, не в преддверии ли выхода в свет фильма вы решили перечитать эту книгу? На экраны выходит х/ф по роману Мамина-Сибиряка, второй день мило сообщает мне ТВ) Особенно стараются наши пермские телевизионщики, т.к. отдельные сцены снимались у нас, в Кунгуре, где еще сохранился вид провинциального уральского городка.
ОтветитьУдалитьЛариса, я не смотрю телевизор и не знала о выходе фильма - об этом событии буквально вчера сообщили мне коллеги из Екатеринбурга. А книгу прочитала по совету Ольги Моревой, которая работает в областной библиотеке Белинского. Название повести мне было незнакомо, заинтересовалась. И, знаете, втянулась в чтение Мамина-Сибиряка, который раньше как-то прошел мимо меня. Сейчас читаю "Дикое счастье".
ОтветитьУдалить