На роман «Почерк Леонардо»
меня «навёл» чудесный отзыв Алины Либерман. Я не пожалела об этом, но сначала позвольте традиционно проявить свою вредность.
Книга прекрасная, но
напрягают бесконечные отступления от сюжета, который и без того приходится
отслеживать почти на ощупь. Множество описаний колоритных фигур послевоенного
коммунального житья великолепны, но они тормозят рассказ о жизни главной
героини, Анны. Из этого сложного текста приходится выковыривать истину, как
изюм из булки.
Сюжет петляет, рвётся – то
один эпизод из жизни Анны выскочит, то другой – и не всегда понятно, из какого
времени.
На этом придирки окончены.
Главная героиня, помимо
прочих талантов, обладает способностями экстрасенса, но вовсе не рада этому. И
когда ей случается намекнуть людям о грядущих несчастьях, она пребывает в ужасе
и отчаянии. Иногда решительно запрещает себе рассказывать о том, что она видит и проклинает свой дар.
«Нет… Нет! Ты можешь
убить меня, сказала она беззвучно этой непостижимой чудовищной силе, можешь
сломать меня, раскрошить на кусочки. Можешь в пыль меня стереть. Но и только.
Ты больше не потешишься…
Не развлечешься мною.
Нет! Ты мной не
развлечешься».
Большую часть своей жизни
Анна отдаёт цирку, что странно при её всеобъемлющих способностях.
«Цирковые по жизни – они
животные, люди тела. Сплочены, как макаки в стае, пугливы, боятся мира,
доверяют только своим. Недаром они живут и работают семьями, целыми
поколениями. И чужих принимают неохотно. Цирк – их природная экологическая ниша».
Понятно, что Анна – бриллиант, упавший с неба прямиком в кучу дерьма.
Она – цирковая гимнастка,
затем – каскадер, иллюзионист. Жизнь Анны – скорость, полёт, качели. Это и
символы её жизни, и реальные явления, без которых она не может существовать.
«Вечная мотоциклистка – куртка, перчатки, шлем; она казалась человеком, ежеминутно готовым отбыть. Куда? Бог весть. Отбыть, как отбывают в дальнюю дорогу: на каторгу, например. Или в небеса».
Уже после исчезновения Анны о ней говорят и вспоминают поочередно двое мужчин: Владимир и Семен. Это её отражение в разных, но одинаково тоскующих, влюбленных зеркалах. Они – бывшие соперники – даже обсуждают между собой «нездешнюю» природу Анны и её борьбу со своим страшным даром.
«А случается, что демиург изо
всех сил хочет остаться только человеком. То есть вы понимаете, что это такое?
Это же «я возвращаю ваш портрет» – самому Господу Богу!»
Во время чтения меня мучила еще
одна загадка: Анна слишком живая для вымышленного персонажа. Неужели у неё был
реальный прототип? В романе есть глухие намёки о том, что героиня приходилась
внучкой знаменитому Вольфу Мессингу. Конечно, это только сюжетный ход, но… тут
мои мысли теряются.
Роман «Почерк Леонардо» остаётся
неразгаданным до конца и рождает в душе целую бурю – чувств, вопросов, видений.
Вот, например, только один из мучительных вопросов: жизнь человека складывается
горестно потому, что так надо «по судьбе» или потому, что он сам ломает свою
судьбу, идёт не туда? А потом очнётся с недоумением: «Господи, это не моя
жизнь!»
«Боже, какое идиотство вся
жизнь этой дорогой девочки! И даже сейчас, сейчас… эти знаменитые идиотские шоу
– разве для этого создан её беспощадно ясный, мгновенный, острый ум?
Разве для этого точат на
божественных станках столь выдающиеся экземпляры человеческой породы?»
Закрыв «Почерк Леонардо», я
смотрела на книгу с удивлением, как на одно из волшебных творений её героини,
девочки из странного зеркального мира. Видимо, настоящие писатели приходят к
нам оттуда же.
Елена, у Вас получился замечательный отзыв по одной из любимейших моих книг. А я у Дины Рубиной очень люблю отступления, описания, погружения в эпоху, место, время. Меня это ничуть не путает, так как в ее романах сюжет не самое главное (хотя как без этого). И ещё, отвечая на ваш вопрос про судьбу. Мне кажется, что в нашей жизни все есть: часть судьбы, часть наших завихрений, когда мы мчимся напролом не замечая знаков. И в судьбе Чудесной девочки Ани столько было знаков, а она все равно упорно шла по другой дороге.
ОтветитьУдалитьВидимо, я слишком нетерпелива, читаю – как будто лечу без оглядки, поэтому меня раздражают отступления автора, как бы они ни были красивы.
ОтветитьУдалитьА как понять, по какой дороге идти и видеть «знаки судьбы» – до сих пор не понимаю. Может быть, просто «плыть по течению» и думать, что это течение умнее меня?
И снова читаю отзыв о книге Дины Рубиной- писательницы, с произведениями которой я пока не познакомилась, но, похоже, скоро исправлю это недоразумение как раз благодаря впечатлениям участников проекта. С удовольствием почитала и Ваш отзыв. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЭта книга — единственная из трилогии писательницы, до которой я ещё не добралась. И не знаю, доберусь ли. "Синдром Петрушки" читала легко с точки зрения языка, но тяжело — с точки зрения сюжета, "Белую голубку Кордовы", напротив, легко по сюжету, но язык, хоть и восхищал, но порой казался искусственным. Все говорят, что "Почерк Леонардо" — самая сильная книга в трилогии. А я вот прочитала Ваш отзыв, и как-то мне показалось, что книга для меня окажется тяжёлой и с точки зрения языка, и по сюжету...
ОтветитьУдалитьМария, мне почему-то кажется, что оценка книг писателя по степени значимости – это очень субъективно. Для меня самая сильная книга та, которая задевает меня лично. Из всей трилогии «Люди воздуха» самое личное отношение у меня осталось именно к «Почерку Леонардо». Эта книга многое объясняет, в частности – показывает изнутри сознание «левши» (человека, который изначально отличается от окружающих). Очень интересен эпизод «переучивания» маленькой Анны. Сейчас говорят, что нельзя ребенка-левшу заставлять писать правой рукой. В романе показано другое: Анна, помучившись, еще в детстве поняла, что владея обеими руками одинаково, она получает гораздо бóльшие возможности. И еще поняла, что только мучительным трудом будет достигать желаемого, а вовсе не благодаря своим, действительно, необъятным способностям. Вот это, и еще другие эпизоды школьной жизни Анны - по-моему очень важны для человека, работающего с детьми.
ОтветитьУдалить