Эпиграф («Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви») недвусмысленно говорит, что перед нами – стомиллионный вариант «вечной темы». Казалось бы, на этом можно книжку и закрыть. Но что-то затягивает – как затягивает сама Всемирная Сеть.
Два незнакомых друг с другом человека, обменявшись парой слов в Интернете, вдруг начинают общаться на пределе искренности и полном накале чувств.
ОН: Расскажешь что‑нибудь о себе? Я уже знаю. Что ты видишь сны. Любишь молоко и скучала по мне. А можно узнать что‑то еще?
Большие ли у тебя глаза? Лоб высокий? Ножка маленькая? Засыпаешь ли ты на боку? Пушистые ли у тебя волосы? Говоришь ли ты по‑английски? Любишь ли ходить под дождем? Любишь ли оперу? Облизываешь ли губы языком? Веришь ли в Бога? Любишь ли ягоды?
ОНА: Вопросы на экране появлялись один за другим. Как будто у него был готов какой‑то неупорядоченный список, и он просто перепечатывал его. Некоторые вопросы никто ей ни разу не задавал. Никто никогда. И муж тоже. А она с ним живет уже пять лет. Она напечатала:
Скажи только одно: почему ты все это хочешь знать?
ОН: Потому что… я тоже скучал по тебе.
ОНА: Я все тебе расскажу. У нас ведь, правда, много времени?
Кадр из фильма Витольда Адамека «Одиночество в Сети», 2006 год |
Времени на общение у них всего полгода, но они об этом не знают. Знакомство, любовь, близость – всё развивается бурно и заканчивается трагически.
Разных жизненных историй в романе – множество, но меня впечатляет единственная – о Наталье. В ней есть динамика, экспрессия, настоящее сильное чувство. Всё остальное – на уровне дамских рассказов в глянцевых журналах.
Перед решающей встречей влюбленных время в романе тормозит, зависает, останавливается. И вот наконец-то вопреки всем препятствиям они встретились, всё прекрасно – и что? И ничего не происходит. Они любят друг друга, но последующая беременность вдруг превращает героиню (вроде бы такую тонкую, нежную, чуткую) в совершенно другого человека. Волшебство кончилось.
Почитала отзывы на этот роман на сайте Livelib. Вряд ли их можно назвать отзывами или рецензиями – это просто разносы, после которых от книги остается только прах и пыль. Я не буду столь категорична.
«Рецензентов» с Livelib раздражает, что в романе преобладают три темы: секс, алкоголь и наркотики. Количество того, другого и третьего их шокирует.
Но ведь не в них же суть книги!
А в чем тогда?
Идея романа, кажется, лежит на поверхности: иллюзия общения, близости в Сети разбивается о реальную жизнь. Я вижу это иначе. Великой Иллюзией в книге Вишневского оказывается ВСЯ нарисованная автором картина жизни.
Истории людей в этом романе – не более чем миражи в чьем-то воспаленном воображении. Чьем? Может быть, Господа Бога, а может – писателя Януша Вишневского. Вся наша жизнь – игра, и карты легли роковым образом.
Если спросить трезвомыслящего человека: «Вы смотрите сериалы. Вы в них верите?» Он скажет: «Что я, идиот, что ли?» Вот и я не очень верю в героев Вишневского – время от времени они «зависают» и рассыпаются кубиками, как в телевизоре.
С другой стороны – чем мы живём в этом мире, как не иллюзиями? Граница между реальным и виртуальным не просто размыта – она полностью отсутствует. Еще бы как-то научиться жить в таких условиях…
Комментариев нет:
Отправить комментарий