Эпиграф («Из всего, что вечно, самый краткий срок у
любви») недвусмысленно
говорит, что перед нами – стомиллионный
вариант «вечной темы». Казалось бы, на этом можно книжку и закрыть. Но что-то
затягивает – как затягивает сама Всемирная Сеть.
Два незнакомых друг с другом человека, обменявшись парой слов в
Интернете, вдруг начинают общаться на пределе искренности и полном накале
чувств.
ОН:
Расскажешь что‑нибудь о себе? Я уже знаю. Что ты видишь сны. Любишь молоко и
скучала по мне. А можно узнать что‑то еще?
Большие
ли у тебя глаза? Лоб высокий? Ножка маленькая? Засыпаешь ли ты на боку?
Пушистые ли у тебя волосы? Говоришь ли ты по‑английски? Любишь ли ходить под
дождем? Любишь ли оперу? Облизываешь ли губы языком? Веришь ли в Бога? Любишь
ли ягоды?
ОНА:
Вопросы на экране появлялись один за другим. Как будто у него был готов какой‑то
неупорядоченный список, и он просто перепечатывал его. Некоторые вопросы никто
ей ни разу не задавал. Никто никогда. И муж тоже. А она с ним живет уже пять
лет. Она напечатала:
Скажи
только одно: почему ты все это хочешь знать?
ОН:
Потому что… я тоже скучал по тебе.
ОНА: Я
все тебе расскажу. У нас ведь, правда, много времени?
Кадр из фильма Витольда Адамека «Одиночество в Сети», 2006 год |
Времени на общение у них всего полгода, но они об этом не знают.
Знакомство, любовь, близость – всё развивается бурно и заканчивается
трагически.
Разных жизненных историй в романе – множество, но меня
впечатляет единственная – о Наталье. В ней есть динамика, экспрессия, настоящее
сильное чувство. Всё остальное – на уровне дамских рассказов в глянцевых
журналах.
Перед решающей встречей влюбленных время в романе тормозит,
зависает, останавливается. И вот наконец-то вопреки всем препятствиям они
встретились, всё прекрасно – и что? И ничего не происходит. Они любят друг
друга, но последующая беременность вдруг превращает героиню (вроде бы такую
тонкую, нежную, чуткую) в совершенно другого человека. Волшебство кончилось.
Почитала отзывы на этот роман на сайте Livelib.
Вряд ли их можно назвать отзывами или рецензиями – это просто разносы, после
которых от книги остается только прах и пыль. Я не буду столь категорична.
«Рецензентов» с Livelib раздражает, что в романе
преобладают три темы: секс, алкоголь и наркотики. Количество того, другого и
третьего их шокирует.
Но ведь не в них же суть книги!
А в чем тогда?
Идея романа, кажется, лежит на поверхности: иллюзия общения,
близости в Сети разбивается о реальную жизнь. Я вижу это иначе. Великой
Иллюзией в книге Вишневского оказывается ВСЯ нарисованная автором картина жизни.
Истории людей в этом романе – не более чем миражи в чьем-то
воспаленном воображении. Чьем? Может быть, Господа Бога, а может – писателя
Януша Вишневского. Вся наша жизнь – игра, и карты легли роковым образом.
Если спросить трезвомыслящего человека: «Вы смотрите сериалы. Вы
в них верите?» Он скажет: «Что я, идиот, что ли?» Вот и я не очень верю в героев Вишневского –
время от времени они «зависают» и рассыпаются кубиками, как в телевизоре.
С другой стороны – чем мы живём в этом мире, как не иллюзиями?
Граница между реальным и виртуальным не просто размыта – она полностью
отсутствует. Еще бы как-то научиться жить в таких условиях…
Шикарный отзыв!
ОтветитьУдалитьПонравилось ваше размышление про иллюзии. Очень красиво!
Хотя, по сути, как утверждают психологи, у каждого и так своя реальность, причем та, которую человек выбирает сам.
Мне история из "Одиночества" кажется очень правдоподобной. Разве сегодня люди не выбирают виртуальное общение живому? А сколько знакомств происходит в сети... потом... одни расходятся, а другие остаются вместе.
И еще, насколько мне известно, у героев "Одиночества..." есть прототипы. Поэтому, даже если это и миражи, за ними все-таки кто-то стоит.
Какой профессиональный отзыв на книгу! Тема реальности вокруг нас и реальности внутри нас обсуждалась неоднократно у разных авторов. Мне все же ближе трактовка Мураками или вот у Б. Вербера "Мы не позволяем реальности существовать. Мы приходим в мир с убеждениями и, если реальность противоречит им, сделаем все для того, чтобы понять её превратно".
ОтветитьУдалитьIrina Golubeva, мне очень нравится изучать разницу между героем романа и тем, кто за ним стоит в реальной жизни. Моей любимой героиней в юности была Наташа Ростова, и воспоминания её прототипа, Татьяны Кузминской, я измусолила вдоль и поперек. Интересно то, что и Толстой, и сама Таня – были в неведении, какая же она на самом деле (бывает, что человек жизнь проживёт и не узнáет правды о себе, всё тешится иллюзиями). Вот так и получается, что реальная жизнь очень относительно реальна, всё зависит от наших представлений.
ОтветитьУдалитьМарина Низенькова, какие замечательные слова Вербера Вы привели! Вот уж действительно – думаешь об этом, а выразить так чеканно, как он, не можешь. Но если такие мысли носятся в умах разных людей, то наверное, не зря.