пятница, 6 сентября 2013 г.

Анна Матвеева. Подожди, я умру – и приду

Как легко читать этот сборник рассказов после фундаментального «Гумилёва» и энциклопедии ужасов Алексиевич! Он как пушинка после них, и по «весовой категории», и по легкости дыхания во время чтения.
Рассказ «По соседству». Казалось бы, что может быть хорошего в тяжелой, каторжной памяти родных о красавице и умнице Наташе, погибшей в результате смертельной инъекции наркотика? Но от этого рассказа, как ни странно, веет «Легким дыханием» Бунина. Чужое горе становится твоим утешением, печаль превращается в невесомое облачко…
Рассказ «Обстоятельство времени». Название намекает на бездну, которая разделяет 11-классника и влюбленную в него учительницу. Она преподает литературу и далека от реального мира: робко мечтает только о Нём и почему-то об Англии. А он легко и просто становится любовником богатой «хабалки». Казалось бы – тупик, но учительница предпринимает попытку побега – от времени или чего-то более страшного.
«Она давно не бегала, это оказалось неприятно, но она не останавливалась. Время летело с ней рядом, то нагоняя, то чуточку отставая, но всякий раз оказывалось так близко, что его можно было ощутить на щеках, волосах, ресницах…»
И где-то впереди маячит утешительница-смерть с её легким дыханием…
Рассказ «Под факелом». В памяти Платоныча – кусочки прошлой жизни (как те паззлы, которые любит собирать его жена Руфь), но всё рассыпается, нет целой картины. Вспоминается лишь поверженная в 90-е годы страна, стремительное отчуждение друзей и нелепая договоренность – встретиться ровно через 20 лет под факелом статуи Свободы. И еще – каждый кусочек памяти связан с ненавистной женой, вся жизнь отравлена её одержимостью: вырастить из него большого писателя и быть подругой гения. И вот сейчас, через 20 лет, у статуи Свободы «он не хочет видеть никого из прошлого, никого из настоящего. А будущего вообще нет, это все знают». И постаревший мальчик уходит от места назначенной встречи. Еще один побег от времени и людей…
Рассказ «На войне»   – о соперничестве двух девочек, их война началась прямо с детского сада. Родители не понимают масштабов бедствия, училки «реально тупят» (как выразились бы их ученики). Простенькая истина: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь», - оборачивается кошмаром, но это всё еще не конец. Война будет идти до полного уничтожения…
Рисунок Л. Курбатова
Во многих рассказах юмор непередаваемый, злой от полной безысходности, а потом глядишь – раз, и главные герои умерли. Выход найден. Happy end.
Впрочем, в рассказе «День Патрика» (в виде исключения) дело кончается свадьбой… лучшей подруги героини, отбившей у неё парня. Но зато, слава Богу, все живы. А души людей, погибшие при жизни – кто их считает!
Я когда-то думала, что некоторые люди исчезли, потому что заблудились в лабиринтах времени. Нам просто показалось, что они умерли.

Рассказы Анны Матвеевой – как раз о таком призрачном существовании, о потере во времени, об играх в жизнь и в смерть… Польза от этой книги в том, что хочется очнуться и жить, здесь и сейчас.

PS:    «Подожди, я умру – и приду» Анны Матвеевой входит в короткий список литературной премии «Большая книга»-2013 (так же, как «Немцы» Александра Терехова, «Гумилев сын Гумилева» Сергея Белякова, «Лавр» Евгения Водолазкина – о них см. предыдущие отзывы).


Бесплатно прочитать эти книги и принять участие в читательском голосовании можно на странице Национальной литературной премии «Большая книга»:  http://bookmate.com/library/bigbook2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий