Как легко читать этот сборник
рассказов после фундаментального «Гумилёва» и энциклопедии ужасов Алексиевич! Он
как пушинка после них, и по «весовой категории», и по легкости дыхания во время
чтения.
Рассказ «По соседству».
Казалось бы, что может быть хорошего в тяжелой, каторжной памяти родных о
красавице и умнице Наташе, погибшей в результате смертельной инъекции наркотика?
Но от этого рассказа, как ни странно, веет «Легким дыханием» Бунина. Чужое
горе становится твоим утешением, печаль превращается в невесомое облачко…
Рассказ «Обстоятельство
времени». Название намекает на бездну, которая разделяет 11-классника и
влюбленную в него учительницу. Она преподает литературу и далека от реального
мира: робко мечтает только о Нём и почему-то об Англии. А он легко и просто
становится любовником богатой «хабалки». Казалось бы – тупик, но учительница
предпринимает попытку побега – от времени или чего-то более страшного.
«Она давно не бегала, это
оказалось неприятно, но она не останавливалась. Время летело с ней рядом, то
нагоняя, то чуточку отставая, но всякий раз оказывалось так близко, что его
можно было ощутить на щеках, волосах, ресницах…»
И где-то впереди маячит
утешительница-смерть с её легким дыханием…
Рассказ «Под факелом».
В памяти Платоныча – кусочки прошлой жизни (как те паззлы, которые любит
собирать его жена Руфь), но всё рассыпается, нет целой картины. Вспоминается лишь
поверженная в 90-е годы страна, стремительное отчуждение друзей и нелепая
договоренность – встретиться ровно через 20 лет под факелом статуи Свободы. И
еще – каждый кусочек памяти связан с ненавистной женой, вся жизнь отравлена её одержимостью:
вырастить из него большого писателя и быть подругой гения. И вот сейчас, через
20 лет, у статуи Свободы «он не хочет видеть никого из
прошлого, никого из настоящего. А будущего вообще нет, это все знают». И постаревший мальчик уходит от места назначенной встречи. Еще
один побег от времени и людей…
Рассказ «На войне» – о соперничестве двух девочек, их война
началась прямо с детского сада. Родители не понимают масштабов бедствия, училки
«реально тупят» (как выразились бы их ученики). Простенькая истина: «Не рой
другому яму, сам в неё попадешь», - оборачивается кошмаром, но это всё еще не
конец. Война будет идти до полного уничтожения…
Рисунок Л. Курбатова |
Во многих рассказах юмор
непередаваемый, злой от полной безысходности, а потом глядишь – раз, и главные
герои умерли. Выход найден. Happy end.
Впрочем, в рассказе «День
Патрика» (в виде исключения) дело кончается свадьбой… лучшей подруги
героини, отбившей у неё парня. Но зато, слава Богу, все живы. А души людей, погибшие
при жизни – кто их считает!
Я когда-то думала, что
некоторые люди исчезли, потому что заблудились в лабиринтах времени. Нам просто
показалось, что они умерли.
Рассказы Анны Матвеевой – как
раз о таком призрачном существовании, о потере во времени, об играх в жизнь и в
смерть… Польза от этой книги в том, что хочется очнуться и жить, здесь и сейчас.
PS: «Подожди, я умру – и приду» Анны Матвеевой входит
в короткий список литературной премии «Большая
книга»-2013 (так же, как «Немцы» Александра Терехова, «Гумилев сын
Гумилева» Сергея Белякова, «Лавр» Евгения Водолазкина –
о них см. предыдущие отзывы).
Бесплатно прочитать эти книги и принять участие в
читательском голосовании можно на странице Национальной литературной премии «Большая
книга»: http://bookmate.com/library/bigbook2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий