В аннотациях к повести говорится, что это одно из самых необычных произведений Зощенко. «Цель этой книги – помочь людям, переживающим «кризис среднего возраста» и потерявшим вкус к жизни, вновь обрести новизну и свежесть жизненных ощущений». Заявка не слабая.
Тема повести – серьёзна, стиль – не очень:
… автор, конечно, не врач, и знания его в этой сфере ограниченны. Тем не менее с детских лет автор имел глубокий и даже исключительный интерес к медицине и даже одно время пробовал было лечить своих менее ценных родственников разными домашними химическими средствами – йодом, дегтем, глицерином, травой, которую жрут собаки при заболевании, и психическими воздействиями. Каковое лечение, надо сказать, иной раз сходило довольно успешно и не всегда заканчивалось смертельным исходом того или другого зазевавшегося родственника.
Сюжет повести таков: старый профессор устал от жизни и утратил к ней интерес. Как же он смог возродиться?
Рисунок Николая Радлова |
… понимая, что это печальное тело, полное упадка и дряхлости, создалось благодаря его жизни, его поступкам и поведению, он решил по возможности изменить эту жизнь, и поведение, и поступки. <…> Он вспоминал свои молодые годы, вспоминал, как он относился к тем или иным вещам, и старался следовать этому, хотя это иной раз было трудно и даже невозможно. Он хотел правильным поведением убрать свою болезнь и создать молодость.
Далее идет рассказ, как профессор перегнул палку: бросил старую жену и женился на молоденькой хищнице. Он не рассчитал своих сил, в результате – инсульт и переосмысление жизни. История старая, как мир, но комментарии к ней едва ли не интересней тривиального сюжета.
Рисунок Николая Радлова |
Зощенко приводит список известных людей, не доживших до 40 лет, и доказывает, что они сами довели себя до смерти. Автор исследует истории гибели Пушкина, самоубийства Джека Лондона, Маяковского, распада личности Гоголя… Перечисляется множество примеров потери интереса к жизни у знаменитых и талантливых людей. Далее следуют истории знаменитостей-долгожителей и их рецепты долголетия. И все эти случаи объясняются с самой материалистической точки зрения. Постоянные поклоны и реверансы автора в сторону материализма напрягают, но что делать – в такое время он жил. А практические советы писателя, как преодолеть апатию и усталость, безусловно, хороши (говорят, что книгу одобрил сам академик И.П. Павлов). Да и смог же сам Зощенко в середине жизни преодолеть смертельную болезнь! Ему было чем поделиться.
Михаил Зощенко |
Анализируя все эти истории, писатель делает, казалось бы, обнадеживающий вывод: человек – сам кузнец своего счастья… Но во время чтения было неприятное ощущение: будто бы за строчками маячило изможденное лицо автора, который до глубокой старости так и не дожил. Михаил Зощенко изо всех сил настраивает читателя на позитив, а его бледный призрак намекает на другое. И потом – позитив позитиву рознь. Из головы никак не выходит эпизод из начала книги – наблюдения автора за жизнью обезьян:
Они ужасно бесновались, каждую секунду были в движении, каждую минуту лапали своих самок, жрали, какали, прыгали и дрались.
Это просто был ад. Это был настоящий и даже, говоря возвышенным языком, великолепный пир здоровья и жизни.
Автор любовался этой картиной и, понимая своё ничтожество, почтительно вздыхая, стоял у клетки, слегка даже пришибленный таким величием, таким великолепием жизни.
Глава про обезьян называется «НЕ НАДО ИМЕТЬ ВОСПОМИНАНИЙ». Едкая ирония автора не вызывает сомнений.
Нет уж, лучше любить и помнить, горевать и стареть, чем такое бездумное ликование плоти. Но в любом возрасте можно дышать полной грудью – говорит Зощенко.
Все мы знаем о чудовищно несправедливой судьбе этого писателя. Говорят, он улыбался в гробу. А откуда мы знаем, как Зощенко умирал? Может, он радовался каждому из последних дней. Тогда в его повести всё правильно.
Прочитайте! Жалко, что он не смог помочь самому себе.
ОтветитьУдалить