Владимир Сорокин – бренд, его книги – бестселлеры, читать их модно. Попробуем – или, как часто повторяется в романе, «пробируем». Зловещий смысл этого неологизма вам станет ясен позднее (если возьмётесь читать).
Действие книги происходит, судя по нехитрым подсчетам, всё еще в XXI веке – вроде бы не так далеко от нашего времени. Тем не менее – это совсем другой мир. Его населяют, кроме обычной человеческой расы, великаны и карлики, кентавры и прочая живность, возникшая в результате мутаций и трансгенных технологий. В то же время – это наш мир, с нашей псевдопатриотической риторикой, «православным коммунизмом» и прочими вывихами сознания. В Европе – новое Средневековье, Россия рассыпалась на отдельные княжества, на сто Содомов и столько же Гоморр… этого комментировать я не буду.
Большинство рецензий – просто-напросто пародии – на роман, на автора, на общую ситуацию в российской литературе. Многие написаны в той же вызывающе-издевательской манере, что и роман Сорокина. Иногда – с той же обсценной лексикой (с кем поведешься, от того и наберешься – «Теллурия» из серии 18+). А может быть, матерные слова в отзывах выскакивают от избытка «чуйств», как иронизируют о своих ощущениях читатели. Если книга вызывает такое количество негатива, это ж-ж-ж неспроста. Да, роман Сорокина раздражает. Тошнит от бесконечных намеков на политические события нынешнего времени. Раздражает всеобщее стремление героев романа к наркотическому дурману – любого рода, лишь бы забыться. Страница за страницей – и наливаешься злостью, и начинаешь понимать, что злость – тоже наркотик, да еще какой! Книга – злая пародия на современную Россию. Тогда ясно, почему такие рецензии: это пародии на пародию. Подобное вызывает подобное.
Персонажей в романе сотни. «Люди как люди», – сказал бы о них Воланд. Любовные истории такие же пошлые и трогательные, разврат так же отвратителен, наркомания – чудовищна. Теплые чувства (сочувствие, жалость) вызывают в книге не люди, а мутанты. Кентавр, например. Читаешь его дневник, а в горле стоят слёзы, как от «Записок сумасшедшего» Гоголя («Матушка! пожалей о своем больном дитятке!..»)
Во время чтения мне всё больше казалось, что я сама схожу с ума, и не бросала книгу только потому, что сначала хотелось понять загадку теллура, потом – охватить всё изображённое безобразие целиком, чтобы иметь право сказать: «Пробировала. Сорокин – мастер языка и изощренного издевательства над терпеливым читателем. Наркотический эффект – присутствует».
Книгу советую если не прочитать, то взять в руки и пролистать. Все новеллы, составляющие роман – разные. Возможно, какие-то вам придутся по вкусу, вы сможете оценить острый ум и мастерство автора.
А я от него – совершенно без сил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий