Сначала появилась Девочка. Она не хотела, чтобы её называли по
имени (Ниночка), потому что так звали её старшую, умершую во младенчестве,
сестру. Со смертью первого ребенка родители Девочки (Вера и Петрос) так и не
смогли смириться, и вторая дочь с малых лет почувствовала их горе.
И я им
сказала – я не хочу, чтобы вы меня называли по имени. Называйте меня
Девочкой.
И никто уже
не смеялся.
А мама
заплакала.
И я ей
сказала – мам, ты не плачь.
Я побуду
Девочкой, пока ты не научишься смиряться.
А потом
обратно буду Ниночкой.
Тата однажды
сказала – пока живет имя, живет человек.
Получается, я живу
за двоих.
Получается так.
Фото Наринэ Абгарян в детстве |
Девочка растёт в мирное время, в 70-е годы прошлого века, но
упоминания взрослых о предках, погибших в межнациональных конфликтах, пугают
малышку так, что ей снятся кошмары. По многим приметам в Девочке угадывается
автор книги.
Потом вдруг начинается вторая глава под названием «Вера». Там время
совсем другое – страшное, послевоенное. И другая девочка – Вера, которая в свои
шесть лет умеет и сварить, и постирать, и сделать генеральную уборку в доме… И
спасти мать во время сердечного приступа. Живёт она в городе Кировабаде,
разделенном рекой на «азербайджанскую» и «армянскую» половины. Кажется, что
главное горе этих людей – война – уже позади, и ничто не предвещает грядущей
трагедии.
Не сразу, но озаряет догадка: это детство матери Девочки.
Дальше – снова возвращение в позднее советское время, в
патриархальный мир многочисленных родственников, где пребывает Девочка. В этом теплом
и уютном пространстве витает какая-то загадка, и разгадана она будет лишь в
конце книги.
Жено разливала по чашкам сладкий чай с чабрецом. На дровяной
печке подсушивались ломти хлеба, тихо скрипел дощатый пол, заскучавший ветер
царапал пальцем шушабанд. В глиняной миске переливался янтарным липовый
мед, чуть подтаявшее сливочное масло проступило матовыми каплями пахты.
В центре стола, на большом блюде, пестрел листьями мяты, прозрачными
луковыми дольками и расплавленным сыром золотисто‑румяный пышный омлет.
Что поражает меня в писателях, так это их память: они
рассказывают о днях своего детства, как будто это происходит сегодня – в ярких
и мельчайших деталях (я вот помню из детских дней лишь отдельные «вспышки»).
Наринэ Абгарян объясняет это свойство своей памяти так:
Я умею создавать в своей голове запахи и с их помощью
вспоминать прошлое. Мне достаточно разбудить в голове запах ржавых сундуков,
которые стояли в прихожей дома знахарки, чтобы вспомнить весь тот
день – большой ларь, портреты на стенах, скрипучий деревянный пол.
Постового, перебегающего дорогу, толпу на тротуаре. Тетечку, которая шепчется с
нани, а потом уходит, придавленная своим горем, – высокая, крупная, сутулая.
Пахла она так же, как наши куры по осени, – тоской и отчаянием.
Волшебство, конечно.
Наринэ Абгарян |
Самые зловещие страницы книги описывают более близкое к нашему время:
90-е годы, погромы армян в Кировабаде. Когда Вера приезжает туда за матерью,
чтобы спасти её, от этой истории просто сердце выскакивает.
В течение повествования для Девочки раскрывается много тайн, в
том числе и та, что её любимая нани (прабабушка) Тамар – вовсе ей не родня. Но малышка
(в отличие от многих взрослых) оказывается способна понять, что родной человек –
это тот, кто любит.
Я это тоже понимаю, как никто: всю жизнь помню и люблю бабушку,
которая по крови не была мне родной. Она просто меня воспитала. И очень меня
любила.
Замечательные слова Наринэ Абгарян написала в конце книги:
Папа говорит – ты стоишь в начале пути. За твоими
плечами множатся и множатся твои ушедшие в небытие предки. За левым
плечом – по линии мамы. За правым – по линии отца.
Они – твои крылья, говорит папа. Они – твоя сила. Держи их
всегда за спиной, и никто никогда не сможет сделать тебе больно. Потому что,
пока помнишь о крыльях – ты неуязвим.
И ты стоишь у окна, неуязвимая, осененная присутствием тех,
которые ушли, но навсегда остались с тобой, – и наблюдаешь снег.
За окном – большой двор. За двором – белая
дорога. Рисуй на ней что хочешь, все сбудется.
Одним концом дорога упирается в калитку, а другим – в
край света.
И еще:
Нани Тамар говорила – любовь – это все. Это
то, ради чего стоит жить. Ты маленькая, ты еще ничего не знаешь. Потом меня
поймешь. А сейчас просто запомни – любовь – это то,
ради чего стоит жить.
А ради ненависти (о которой на страницах книги тоже достаточно
сказано) – ни жить, ни умирать не стоит. Сегодня, после бойни в Париже, это
как-то особенно понимаешь.
Купить книгу можно здесь
С удовольствием прочитала трилогию Наринэ Абгарян "Манюня"! Спасибо, Елена, за рассказ о новой книге автора!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, эта книга Наринэ Абгарян очень отличается от "Манюни", в ней больше горечи. Но она многое даёт душе.
УдалитьОдну книгу Наринэ Абгарян купила, но так ещё и не прочитала. Зато много читаю о ней в фейсбуке и в обсуждениях ее книг нет ни одного даже равнодушного голоса. Вот как! Но я пока жду порыва к чтению))
ОтветитьУдалить