Эпиграфом к этой
тетралогии очень бы подошла библейская цитата: «Кто потеряет душу свою ради
меня, тот обретёт её».
И это при том,
что слово «душа» в будущем мире, придуманном (или угаданном?)
писателем-фантастом, приобретает другой смысл. Там есть технология создания
кибрида – создаётся копия реально жившего человека, Джона Китса.
Что это –
переселение душ? Или перенос информации?
Есть также
технология крестоформа – маленькая сущность вживляется в тело человека, и после
его гибели (через 3 дня) воссоздаёт его заново, как новенького.
Крестоформ
оживляет что? Тело, а душу?
Что такое человеческая индивидуальность? Совокупность информации
о ДНК и личности человека, которую можно просто перезаписать на другой
«носитель» (как это происходит в романе с Джоном Китсом и некоторыми другими
персонажами) или восстановить человека «по памяти», как делает крестоформ?
Как-то слишком механистично.
Церковь, действующая в романе, стремится придать божественный
смысл технологии оживления людей, но эти потуги выглядят жалко и неубедительно.
Автор, по-видимому, непримиримый атеист.
В последней книге
тетралогии начинается крестовый поход «возрождённых христиан» против
непослушных миров, и 16-летняя Энея, дочь кибрида Джона Китса, начинает
действовать (хотя почти до конца книги непонятно, в чем состоит её роль, версий
множество). Все, знающие Энею, готовы отдать жизнь ради неё, но никто еще не
знает, кому предстоит принести самую тяжелую жертву.
«Мы пришли к
выводу, что эта девочка обладает способностью физически и психически
воздействовать на тех подданных Священной Империи, которые вступают с ней в
контакт», – говорит Великий Инквизитор, один из самых жутких персонажей
романа. А представители искусственного разума убеждают людей, что Энея – вирус,
который уничтожит бессмертие, власть Ордена и всё человечество.
И теперь уже за
ней охотится не только Орден новых христиан, но и могущественная Гильдия
торговцев, и Техно-Центр, и кто-то еще. Энея – не только объект ужаса и ненависти,
но и желанный трофей.
«Победителю
достается всё – власть, бессмертие, богатство, превосходящее всякое
воображение. Проигравшему – полное разорение, истинная смерть и вечное рабство
всех потомков», – думает глава Гильдии торговцев.
При этом власть предержащие
дурят друг друга и народ, как хотят.
Происходящее в романе вызывает параллели с современной историей.
В какой-то момент правители государства объявляют подданным «всю правду». По
прошествии времени она оказывается только частью правды. Спустя определенное
количество лет представители власти вновь выступают с шокирующей вестью о том,
как на самом деле обстоят дела. Эта «правда» спустя десятилетия оказывается
полуправдой. И наконец – новые откровения сильных мира сего («уже самая что ни
на есть правда»), которые на поверку оказываются стопроцентным враньём.
Политика…
Но именно такой ход сюжета добавляет интриги, читатель всё время
в напряжении: тайны вроде бы раскрываются, но потом оказывается, что это обман,
дымовая завеса.
Тетралогию "Песни Гипериона", конечно, имеет смысл читать с начала до конца,
ничего не пропуская, – только тогда есть полное понимание всех событий, и
замыкаются все логические цепочки. Финал – ошеломляющий. Последняя книга –
самая пронзительная в постижении природы человека, в понимании истинного
значения любви и смерти.
Роман очень сложный с философской точки зрения, и он вдребезги ломает
представления о том, что фантастика – легкий жанр. Это та самая «сказка – ложь,
да в ней намёк: добрым молодцам урок».
В заключение – еще об одном: в сюжете тетралогии Дэна Симмонса
большую роль играют сны героев. В один из вечеров я закрыла книгу, дочитав такой
диалог Рауля и маленькой Энеи:
- Значит, тебе просто приснился сон…
- Не «просто сон», - проговорила девочка, садясь прямо. – Мои сны…
Это больше, чем сны…
И что вы думаете? В эту ночь мне приснился «не просто сон». Таких
снов за всю мою жизнь было немного, каждый из них я помню долгие годы.
Фантастика? Ну-ну…
Комментариев нет:
Отправить комментарий